г. Москва |
|
14 августа 2013 г. |
Дело N А40-127638/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кобылянского В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ГУП "Моссоцгарантия": Хохлова Н.В. (дов. N 21/675 от 05.07.2013 г.), Малышева А.А. (дов. N 21/676 от 05.07.2013 г.);
от ответчика Управления Росреестра по Москве: Власова Д.Е. (дов. N 41/2013 от 09.01.2013 г.);
от третьего лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы: Солодова Е.В. (дов. от 30.05.2013 г.);
от третьего лица Департамента социальной защиты населения города Москвы: не явились, извещены,
рассмотрев 07 августа 2013 г. в судебном заседании кассационные жалобы Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Управления Росреестра по Москве
на решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2013 г.,
принятое судьей Беловой А.Р.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 г.,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М.
по делу N А40-127638/12
по заявлению Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московская социальная гарантия" (ОГРН 1027700517162, 115088, г. Москва, ул. 2-я Машиностроения, д. 5)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15)
о признании недействительным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв.17, от 25.06.2012 N 20/088/2012/215, обязании регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на квартиру, расположенного по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17, в установленный законом срок,
3-и лица: Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (ОГРН 1027739753656, 125009, г. Москва, Газетный пер., д. 1/12); Департамент социальной защиты населения города Москвы (ОГРН 1037704003270, 107078, г. Москва, ул. Басманная Новая, 10, стр. 1),
УСТАНОВИЛ: 13 декабря 2000 г. между Винокуровой Лидией Александровной (далее - Винокурова Л.А., получатель ренты) и Государственным унитарным предприятием города Москвы "Московская социальная гарантия" (далее - ГУП "Моссоцгарантия", заявитель) заключен договор пожизненного содержания с иждивением (далее - договор).
Указанный договор был удостоверен нотариусом города Москвы Козловой Е.Н. 13 декабря 2000 г., зарегистрирован в реестре за N 1-5567 и 11 января 2001 г. зарегистрирован Московским комитетом по регистрации права за N 77-01/13-218/2000-944.3-3.
22 августа 2005 г. Префектом Зеленоградского административного округа города Москвы издано распоряжение N 870рп/1229 (в редакции распоряжения от 29 мая 2009 г. N 422рп/801) "О предоставлении жилой площади по договору передачи квартиры в собственность в порядке компенсации за снесенное жилое помещение ГУП Правительства Москвы "Моссоцгарантия" с освобождением занимаемой площади".
05 сентября 2005 г. на основании распоряжения Правительства Москвы N 659-РП от 12 апреля 2004 г. между Департаментом жилищной политики и жилищного фонда Правительства Москвы (Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда в Зеленоградском административном округе) и ГУП ПМ "Моссоцгарантия" был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения, по условиям которого наймодатель сдает, а наниматель принимает в срочное возмездное пользование жилое помещение, относящееся к маневренному фонду, расположенное по адресу: Москва, Зеленоград, д. 311, кв. 17, для использования в целях проживания Винокуровой Л.А. (пользователя с регистрацией) (пункт 1.1) со сроком найма жилого помещения на 3 (три) месяца (с 05 сентября 2005 г. по 05 декабря 2005 г.) (пункт 1.2).
22 апреля 2006 г. Винокурова Л.А. скончалась, что подтверждается свидетельством о смерти серии III-МЮ N 734749.
Между Управлением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Зеленоградском административном округе и ГУП "Моссоцгарантия" был подписан акт приема-передачи жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, г. Зеленоград, корп. 311, кв. 17.
04 апреля 2012 г. ГУП "Моссоцгарантия" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве, регистрирующий орган, ответчик) с заявлением вх. N 77-77-20/008/2012-215 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17, кадастровый номер 77-77-20/155/2005-251.
Для государственной регистрации права собственности истцом были представлены следующие документы: платежное поручение от 29 марта 2012 г. N 2105, доверенность на заявителя, договор пожизненного содержания с иждивением от 13 декабря 2000 г., свидетельство о государственной регистрации права от 12 января 2001 г. серии 77 НН N 288953, свидетельство о смерти от 24 апреля 2006 г. серии III-МЮ N 734749, свидетельство о государственной регистрации права от 25 октября 2005 г. серии 77 АГ N 0030121, справка МосгорБТИ от 22 октября 2008 г. N 257, распоряжения Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы от 31 мая 2005 г. N 530-рп, от 29 мая 2009 г. N 422рп/001, от 22 августа 2005 г. N 870рп/1229.
13 апреля 2012 г. Управлением Росреестра по Москве государственная регистрация права собственности в отношении недвижимого имущества по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17 была приостановлена до 12 июля 2012 г.
Основанием для приостановления государственной регистрации явилось заявление ГУП "Моссоцгарантия" в лице Долматовой И.М. о приостановлении государственной регистрации права хозяйственного ведения на квартиру N 17 по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311 на основании распоряжения Префекта Зеленоградского АО от 22 августа 2005 г. N 870рп/1229.
25 июля 2012 г. Управление Росреестра по Москве принято решение за N 20/008/2012-215 об отказе ГУП "Моссоцгарантия" в государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеуказанный объект недвижимости на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), в связи с непредоставлением в регистрирующий орган в порядке статьи 17 Закона о государственной регистрации распорядительного документа (акта) собственника о закреплении спорной квартиры за заявителем на праве хозяйственного ведения.
Полагая, что указанный отказ Управления Росреестра по Москве является незаконным, ГУП "Моссоцгарантия" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его недействительным и обязании регистрирующий орган осуществить государственную регистрацию права хозяйственного ведения на квартиру, расположенную по адресу: Москва, г. Зеленоград, корп. 311, кв. 17, в установленный законом срок.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы и Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 г., заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление Росреестра по Москве и Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы просят об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок передачи недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, поскольку отсутствует распоряжение собственника.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представители Управления Росреестра по Москве и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы поддержали доводы кассационных жалоб. Представитель ГУП "Моссоцгарантия" против их удовлетворения возражал.
Представители третьего лица (Департамент социальной защиты населения города Москвы) в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебных актов в связи со следующим.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Префектура Зеленоградского административного округа города Москвы при издании распоряжения от 22 августа 2005 г. N 870рп/1229 "О предоставлении жилой площади по договору передачи квартиры в собственность в порядке компенсации за снесенное жилое помещение ГУП Правительства Москвы "Моссоцгарантия" с освобождением занимаемой площади", действовала в пределах своих полномочий, установленных на тот момент действующим законодательством РФ, в связи с чем оспариваемый отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - квартиру по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17 не может быть признан законным.
Делая вывод о наличии у Префектуры полномочий по изданию указанного распоряжения, суды приняли во внимание положения пунктов 2.2.3.18, 2.2.3.19 Постановления Правительства Москвы от 03 декабря 2002 г. N 981-ПП (в ред. от 21 июня 2005 г.) "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов", согласно которым Префектура осуществляет учет потребности населения округа в жилой площади и распределяет жилую площадь, построенную за счет средств предприятий, организаций и учреждений, в пределах договорных обязательств, принимает решение о выделении жилой площади физическим и юридическим лицам.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с приведенными выводами судов по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право хозяйственного ведения имуществом (часть 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом право хозяйственного ведения является производным от права собственности, поскольку реализация правообладателем вещного права находится в прямой взаимосвязи от волеизъявления титульного собственника объекта гражданского права.
В силу части 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьями 8 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. " 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации прав) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно статьи 13 того же Закона при проведении государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза документов и проверка законности сделки, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимости, соответствие представленных документов требованиям действующего законодательства, отсутствие других оснований для отказа или приостановления регистрационных действий.
Государственная регистрация прав производится по основаниям, перечисленным в статье 17 Закона о государственной регистрации прав, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
В частности, основаниями для государственной регистрации являются, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Статьей 16 Закона о государственной регистрации прав определено, что регистрация прав производится на основании заявления, к которому должны быть приложены документы, необходимые для проведения государственной регистрации.
В государственной регистрации прав может быть отказано по основаниям, приведенным в статье 20 Закона о государственной регистрации прав.
Согласно абзацам 4, 10 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Из приведенных положений следует, что для государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества заинтересованное лицо должно представить распорядительный акт собственника недвижимого имущества о закреплении за ним спорного имущества, и в случае его непредставления в государственной регистрации права должно быть отказано.
Как следует из материалов дела, собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17, является город Москва, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права от 25 октября 2005 г. серии 77 АГ 0030121.
Согласно п. 1.2 Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 310-ПП, Департамент от имени Правительства Москвы в отношении недвижимого имущества в жилищной сфере, принадлежащего городу Москве и предназначенного для решения общегородских жилищных программ и социальных задач, осуществляет правомочия собственника по распоряжению им (за исключением недвижимого имущества, предназначенного для реализации на коммерческой основе и построенного за счет средств целевого бюджетного жилищно - инвестиционного фонда, если оно не передано в установленном порядке Департаменту, и по взаиморасчетам), в том числе поступающими в собственность города жилыми домами (жилыми помещениями) в результате реализации инвестиционных контрактов по строительству (реконструкции).
Следовательно, для государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Моссоцгарантия" должен был быть представлен распорядительный акт уполномоченного органа Правительства Москвы - Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о закреплении за ним спорного имущества.
Поскольку требуемый для государственной регистрации права документ представлен не был, следует признать правомерным отказ Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права хозяйственного ведения ГУП "Моссоцгарантия" на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17.
При этом распоряжение Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы от 22 августа 2005 г. N 870рп/1229 (в редакции распоряжения Префекта Зеленоградского административного округа города Москвы от 29 мая 2009 г. N 422рп/801) не может быть признано распорядительным актом собственника о закреплении за ГУП "Моссоцгарантия" недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, поскольку Префектура не наделена полномочиями по осуществлению правомочий собственника по распоряжению имуществом, принадлежащему городу Москве.
Пункты 2.2.3.18, 2.2.3.19 Постановления Правительства Москвы от 03 декабря 2002 г. N 981-ПП (в ред. от 21 июня 2005 г.) "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - управ районов", на которые сослались суды, таких полномочий не определяют.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты вынесены при неправильном применением норм материального права.
Учитывая, что дополнительного выяснения фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, в данном случае не требуется, кассационная инстанция считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требования.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 апреля 2013 г. по делу N А40-127638/12-85-632 отменить.
В удовлетворении заявления Государственного унитарного предприятия города Москвы "Московская социальная гарантия" о признании недействительным отказа Управления Росреестра по Москве в государственной регистрации права на квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, Зеленоград, корп. 311, кв. 17, от 25 июня 2012 г. N 20/088/2012-215 отказать.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кобылянский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.