г. Москва |
|
9 августа 2013 г. |
Дело N А40-149348/12-120-1525 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Агапова М.Р., Ворониной Е.Ю.,
при участии в заседании:
от заявителя: Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу - Читанава И.О., доверенность N 95 от 12.12.2012 г.; Араповой А.В., доверенность N 108 от 06.02.2013 г.; Нестеровой Н.Д., доверенность N 107 от 06.02.2013 г.,
от заинтересованного лица: открытого акционерного общества "Мосводоканал" - Чубарова К.В., доверенность N 17-01-19-05/12 от 29.12.2012 г.,
рассмотрев 13 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (истца)
на решение от 01 марта 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Блинниковой И.А,
на постановление от 15 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.
по делу N А40-149348/12-120-1525
по иску Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному Федеральному округу (ОГРН.1057748853690)
к открытому акционерному обществу "Мосводоканал" (ОГРН.1027739021265)
о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (далее - заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к открытому акционерному обществу "Мосводоканал" (далее - общество) о взыскании в доход федерального бюджета 68 537 814, 54 рублей платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что основания для начисления платы за сверхлимитные выбросы (сбросы) отсутствовали.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что у Ростехнадзора отсутствовали полномочия по установлению лимитов ВСС и был некомпетентен признавать выданные лимиты на сбросы действующими. Во исполнение судебных актов по делу N А40-31124/12 лимиты ВСС не выдавались, а принято решение об отказе в выдаче лимитов ВСС для Зеленоградских очистных сооружений.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором указало, что доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил судебные акты отменить.
Представитель общества возражал против доводов кассационной жалобы, полагая, что оспариваемые судебные акты являются законными и соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Представленные же расчеты сделаны с ошибками.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений на нее, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене вследствие несоответствия выводов, содержащихся в судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам в результате неполноты исследования всех имеющихся значения обстоятельств, а дело направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по итогам 4 квартала 2011 года обществом представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по Разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты".
При проверке правильности расчетов установлено, что они приведены без учета сверхлимитного сброса вредных веществ в водные объекты.
Общая сумма задолженности по плате за негативное воздействие за IV квартал 2011 года составила 68 537 814,54 рублей, а именно: Москва - 35304667,96 рублей; Люберецкий район - 3 451 403,30 рублей; Ленинский район - 278 572,95 рублей; Раменский район - 46 638 863,80 рублей.
Заявитель, являясь администратором доходов в бюджет (плата за негативное воздействие на окружающую среду), обратился с требованием о взыскании суммы задолженности по платежам в доход федерального бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Как усматривается из материалов дела, общество в ходе ведения своей хозяйственной деятельности осуществляет сбросы вредных веществ в водные объекты через очистные сооружения.
Судами первой и апелляционной инстанций, с учетом представленных в материалы дела документов, установлено, что в спорный период времени по ряду очистных сооружений лимиты на сбросы вредных веществ были согласованы, в отношении иных предпринимались попытки по своевременному получению лимитов, которые в силу неправомерных действий государственных органов, не были успешны.
Так, судами установлено наличие Разрешения на сброс загрязняющих веществ с лимитами на сбросы по Люберецким очистным сооружениям (выпуск N 1) за ноябрь и декабрь 2011 года, Разрешение на сбросы по Люберецким очистным сооружениям (выпуск N 1) N 48/2088-М с 31.10.2011 г. по 31.10.2012 г. с лимитами на сбросы.
Во исполнение вступивших в законную силу решений Арбитражного суда города Москвы по делам N А40-31124/12-21-1288, N А40-31123/12-121-290 Департамент должен был выдать соответствующие разрешения с лимитами на сбросы загрязняющих веществ со сточными водами по Зеленоградским и Южно-Бутовским очистным сооружениям на IV квартал 2011 года.
Лимиты по сбросам в Люберецких и Курьяновских очистных сооружениях за октябрь 2011 года отсутствовали по вине государственных органов, к полномочиям которых отнесено их установление.
В территориальные органы Ростехнадзора обществом подано около 20 заявлений и других обращений о выдаче разрешений с лимитами на сбросы, однако территориальные органы отказали в выдаче разрешений со ссылкой на отсутствие у них полномочий по установлению лимитов на сбросы (Приказ Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288).
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы, лимиты на сбросы могли быть установлены Ростехнадзором в разрешениях на сбросы, полномочия на выдачу которых предоставлены пунктом 5.3.3.5 Положения о Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору (утверждено Постановлением Правительства Российской Ф от 30.07.2004 N 401), а не Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288.
Более того, как установлено судами после издания Приказа Минприроды РФ от 31.10.2008 N 288 Ростехндазором обществу разрешения на сбросы с лимитами выдавались.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции не учтено, что заявитель обратился с требованиями о взыскании в доход федерального бюджета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 4 квартал 2011 года с учетом сверхлимитного сброса вредных веществ в водные объекты.
Однако, факт осуществления негативного воздействия на окружающую среду в 4 квартале 2011 года, а также согласованные для общества лимиты на сбросы вредных веществ через очистные сооружения не устанавливались, не устанавливалось и наличие сверхлимитных выбросов.
В связи с чем, невозможно определить количество произведенных обществом сбросов через очистные сооружения сверх установленных лимитов, в зависимости от которого подлежит расчету плата за негативное воздействие на окружающую среду в 5-ти кратном размере.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, а дело направить на новое рассмотрение для установления факта сбросов сверх согласованных лимитов, определения размера платы за сброс загрязняющих веществ отдельно по каждому очистному сооружению (в пределах Москвы, Люберецкого, Ленинского и Раменского районов) и соответствующей задолженности в IV квартале 2011 года, проверив правильность расчетов.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом указанного полно и всесторонне исследовать фактические обстоятельства по делу, дать правовую оценку доказательствам и доводам лиц, участвующим в деле, правильно применив нормы материального права принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.3 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 01 марта 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2013 года
по делу N А40-149348/12-120-1525 - отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.