г. Москва |
|
21 августа 2013 г. |
Дело N А40-149006/12-154-1431 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Ворониной Е.Ю., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Банк России- Цветков В.А. доверенность от 13 сентября 2013 года,
от заинтересованного лица: ОАТИ - Уткина Ю.В. доверенность от 19 апреля 2013 года N 01-30-526/3, Козлова Ю.Б. доверенность от 15 марта 2013 года N 01-30-367/3,
рассмотрев 20 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Центрального Банка Российской Федерации (Банк России)
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 30 января 2013 года,
принятое судьей А.В. Полукаровым
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 07 мая 2013 года,
принятое судьями С.М. Мухиным, Ж.В. Поташовой, Л.Г. Яковлевой
по заявлению Центрального банка Российской Федерации
о признании незаконными действий Объединения административно-технических инспекций города Москвы (ОАТИ)
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 мая 2013 года, в удовлетворении заявленных Центральным Банком Российской Федерации в лице Московского ГТУ Банка России (далее - Банк России) требований о признании незаконными действий Объединения административно-технических инспекций г. Москвы (далее - ОАТИ г. Москвы), выразившихся в отказе (письмо от 27 августа 2012 года N 17-18-752/12) возвратить уплаченную государственную пошлину за совершение юридически значимых действий на сумму 3 600 руб.; обязании возвратить уплаченную государственную пошлину в размере 3 600 руб. - отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции, постановлением апелляционного суда, Центральный Банк Российской Федерации обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты судов. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судами норм материального права. Кроме того, банк со ссылкой на подпункт 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации считает, что поскольку Центральный Банк Российской Федерации, является органом государственной власти, он освобожден от уплаты государственной пошлины.
Представитель Банка России поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В судебном заседании и представленном отзыве представители ОАТИ г. Москвы против ее удовлетворения возражали, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, принятых арбитражными судами, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оснований к отмене судебных актов нет.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, Банк России в лице Головного хранилища (г. Москва) Центрального хранилища Банка России в мае 2012 года уплатил госпошлину в размере 3.600 руб. за выдачу талонов о прохождении государственного технического осмотра двенадцати единиц самоходной техники.
Полагая, что банк освобожден от уплаты государственной пошлины при совершении всех юридически значимых действий, определенных подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, последний обратился в ОАТИ города Москвы с заявлением от 02 августа 2012 года N 3-8-4-1/5720 о возврате государственной пошлины.
Рассмотрев заявление Банка России, заместитель начальника Спецтехнадзора ОАТИ г. Москвы отказал банку в возврате уплаченной государственной пошлины в сумме 3.600 руб., указывая на то, что Центральный Банк Российской Федерации не входит в структуру федеральных органов государственной власти и является юридическим лицом.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Банка России в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 10, 11, 75 Конституции Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти", утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, статьи 1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном Банке Российской Федерации", суды пришли к обоснованному выводу о правомерности действий ОАТИ г. Москвы, выразившихся в отказе возврата государственной пошлины.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Центральном банке, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статьей 2 указанного Закона установлено, что государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
Статьей 4 Закона о Центральном банке предусмотрено, что Банк России устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, правила проведения банковских операций, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор), организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 268-О, на которое ссылается заявитель, Банк России является публичным юридическим лицом, а предоставленные Банку полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения, то есть Банк России определен в качестве органа, выступающего от имени государства и наделенного определенными властными полномочиями.
Указанное свидетельствует о том, что Банк России обладает особым конституционно-правовым статусом.
Между тем, данное не свидетельствует о том, что Банк России освобожден от уплаты пошлины.
Из подпункта 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются лицам, осуществляющим определенные функции, относящиеся по своей правовой природе к функциям органов государственной власти.
В то же время в пункте 1.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" прямо указано на то, что Банк России относится к иным органам, не входящим в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющим публично-правовые функции.
Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Наделение Центрального Банка Российской Федерации отдельными функциями государственной власти и нормотворческими полномочиями не может являться основанием для освобождения его от уплаты государственной пошлины применительно к подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающему освобождение от уплаты государственной пошлины только федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В настоящем случае пошлина уплачена в связи получением Банка России в ОАТИ г. Москвы талонов о прохождении государственного технического осмотра двенадцати единиц самоходной техники, то есть в рамках осуществления деятельности не связанной с осуществлением функций органа государственной власти.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у судов, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражных судов и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, которые были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, что нашло свое отражение в судебных актах. Иная оценка установленных арбитражными судами фактов процессуальным законом к компетенции суда кассационной инстанции не отнесена.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30 января 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 мая 2013 года по делу N А40-149006/12-154-1431 оставить без изменения, кассационную жалобу Центрального Банка России - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.