г. Москва |
|
22 августа 2013 г. |
Дело N А40-169621/12-94-330 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" Сидура Д.В. и Сафроновой Е.А. по доверенности от 17 декабря 2012 года
от ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы) Брызгаловой А.Ф. по доверенности от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-137/13
рассмотрев 15 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Департамента земельных ресурсов города Москвы (в настоящее время Департамент городского имущества города Москвы)
на решение от 13 марта 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Лапшиной В.В.
на постановление от 11 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.
по делу N А40-169621/12-94-330
по заявлению Закрытого акционерного общества Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" (ОГРН 1027700150598) к Департаменту земельных ресурсов города Москвы о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" (далее - ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - Департамент), оформленного письмом от 21.09.2012 N 33-5-16619/12-(0)-1 об отказе обществу в изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19, площадью 9130 кв. м (кадастровый номер 77:06:0005009:45), и обязании Департамента в течение месяца со дня вступления решения в законную силу устранить допущенное нарушение его прав и законных интересов.
Решением Арбитражный суд города Москвы от 13.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2013, заявленные требования ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" удовлетворены в полном объеме, так как оспариваемые решение не соответствует закону и иным нормативному правовым актам, а также нарушают права и законные интересы общества.
Признано недействительным решение Департамента оформленного письмом от 21.09.2012 N 33-5-16619/12-(0)-1 и Департамент обязан в течение месяца со дня вступления в законную силу подготовить и выдать ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" распоряжение об изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19, площадью 9130 кв. м (кадастровый номер 77:06:0005009:45) в соответствии с фактическим использованием.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить решение от 13.03.2013 и постановление от 11.07.2013, как незаконные и необоснованные, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. При этом указывается, что общество было не вправе просить изменения разрешенного использования земельного участка, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды не применили подлежащие применению норы права - статью 1 ЗК РФ, статью 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", статью 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В отзыве на кассационную жалобу ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" указывая, на несостоятельность её доводов о несоответствии выводов суда установленным ими обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента просил произвести замену ответчика, Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы в связи с реорганизацией.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд кассационной инстанции, с учётом Постановления Правительства Москвы от 08.02.2013 N 49 "О реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы, изменении ведомственного подчинения отдельных государственных казенных учреждений города Москвы и государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы и признании утратившими силу отдельных положений правовых актов Правительства Москвы", считает возможным заменить Департамент земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" просил оставить данную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19, площадью 9130 кв. м, с кадастровым номером 77:06:0005009:45, на основании Распоряжения Департамента земельных ресурсов города Москвы от 01.10.2009 N 866-06 ДЗР, Договора купли-продажи земельного участка от 30.10.2009 N М-06-С00282, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.02.2010 сделана запись регистрации N 77-77-14/025/2009-856.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 77 АМ N 067533 от 26.02.2010 спорный земельный участок относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: эксплуатация существующего здания детского сада N 421, общей площадью 9130 кв. м, по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19.
На указанном земельном участке находится нежилое здание площадью 2696,4 кв. м, принадлежащее ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав 14.04.2008 сделана запись регистрации N 77-77-15/008/2008-041, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.04.2008 серия 77АЖ N 3635241.
ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" обратилось 05.09.2012 в ТУ Департамента земельных ресурсов ЮЗАО г. Москвы с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Департаментом принято решение, оформленное письмом от 21.09.2012 N 33-5-16619/12-(0)-1, которым обществу отказано в изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19.
В качестве основания отказа Департаментом указано, что согласно представленному кадастровому паспорту ТБТИ ЮЗАО от 28.08.2012 функциональное назначение расположенного на запрашиваемом земельном участке здания - детский сад, что не противоречит разрешенному использованию, указанному в кадастровом паспорте земельного участка от 15.08.2012 - эксплуатация существующего здания детского сада N 421, в связи с чем, изменение разрешенного использования не требуется.
Удовлетворяя заявленные ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" требования суды исходили из того, что общество правомерно обратился в Департамент с заявлением об изменении разрешенного использования земельного участка, у Департамента отсутствовали оснований для отказа в предоставлении государственной услуги - изменение разрешенного использования земельного участка. Отказ Департамента в изменении разрешенного использования принадлежащего заявителю земельного участка препятствует в осуществлении ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суды указали, что в соответствии с п. 1 Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 N 65-ПП (далее - Положение), Департамент земельных ресурсов города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.
В силу п. 5.7 Положения Департамент разрабатывает и вносит в установленном порядке на рассмотрение Мэра Москвы и Правительства Москвы проекты правовых актов Мэра Москвы и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе об установлении вида разрешенного использования земельного участка или об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования до утверждения правил землепользования и застройки города Москвы, а в случае принятия решения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы о предоставлении земельного участка для проектирования, строительства (реконструкции) объектов капитального строительства или об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование, строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, на основании такого решения.
Согласно п. 2.5.2 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Изменение адресного ориентира земельного участка и/или его разрешенного использования", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 199-ПП в качестве заявителей, в случае изменения вида разрешенного использования земельных участков, могут выступать собственники, землепользователи, землевладельцы земельных участков в городе Москве.
При рассмотрении спора суды также исходили из того, что согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" установлен такой вид разрешенного использования, как "земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии".
В силу п. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, устанавливается по фактическому использованию земельного участка.
С учетом положений ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 3 и ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, а также ч. 1 ст. 8 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве", суды пришли к выводу о том, что ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" могло выбрать такой вид разрешенного использования как "земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии" без каких-либо дополнительных разрешений и процедур согласования, в случае, если он предусмотрен градостроительным регламентом соответствующей территории.
По смыслу п. 8, 9 ст. 1, ст. 37 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны.
Однако, как следует из текста оспариваемого решения Департамента правила землепользования и застройки в отношении спорного земельного участка не приняты.
Между тем, материалами дела подтверждается, что спорный земельный участок фактически не использовался в соответствии с видом использования, указанным в кадастровом паспорте на который ссылается Департамент.
Из текста кадастрового паспорта ТБТИ ЮЗАО от 28.08.2012, на который ссылается Департамент в оспариваемом отказе, суды установили, что "детский сад" это наименование здания (п. 1.2), а назначение здания согласно п. 1.4 кадастрового паспорта - нежилое здание.
Согласно п. 21 Постановления Правительства Москвы "О развитии системы дошкольного образования в городе Москве" от 14.02.2006 N 104-ПП Департаменту образования города Москвы совместно с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и префектурами административных округов города Москвы до 1 сентября 2006 года предписано провести работу по исключению из реестра дошкольных образовательных учреждений города Москвы ведомственных дошкольных образовательных учреждений, здания которых находятся в собственности сторонних организаций.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" общеобразовательные программы, к которым согласно п. 3 ст. 9 данного Закона относится дошкольное образование, могут реализовываться в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
Согласно письмам Юго-западного окружного управления образования Департамента образования города Москвы от 22.04.2005 N 1037 и от 17.12.2012 N 01-28-2884/12 детский сад-ясли N 421, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Перекопская, вл. 19, в сеть образовательных учреждений Юго-западного окружного управления Департамента образования города Москвы не входит.
Следовательно, по мнению судов, как на момент обращения ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, так и на момент приобретения здания (14.04.2008) и земельного участка (26.02.2010) здание, находящееся на спорном земельном участке, не было занято ведомственным дошкольным учреждением (детским садом) и фактически не использовалось согласно указанному в свидетельстве о государственной регистрации права на земельный участок серии 77 АМ N 067533 от 26.02.2010 и кадастровом паспорте земельного участка виду разрешенного использования - эксплуатация существующего здания детского сада N 421.
Поэтому, в соответствии с положениями ч. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 3 и 4 ст. 37 ГрК РФ, ч. 5 ст. 4 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" общество, как собственник объекта недвижимого имущества, расположенного в границах спорного земельного участка, вправе было обратиться за изменением вида разрешенного использования земельного участка, так как фактическое использование спорного земельного участка не совпадает с разрешенным использованием, что является основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Суды учитывали также, что согласно п. 1.2 Договора купли-продажи земельного участка от 30.10.2009 N М-06-С00282, установленный вид разрешенного и соответствующий ему вид функционального использования земельного участка, применяемый для целей расчета кадастровой стоимости: земельные участки, предназначенные для административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии.
Указанный вид разрешенного использования предусмотрен пунктом 1.2.7 редакции Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития от 15.02.2007 N 39, действовавшей на момент подписания Договора купли-продажи земельного участка от 30.10.2009 N М-06-С00282.
Довод же Департамента, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0005009:45 ранее сформирован для эксплуатации детского сада, не свидетельствует, по мнению судов, об отсутствии у ЗАО Фирма "ЧЕРЕМУШКИ" права на изменение вида целевого использования земельного участка в соответствии с действительным использованием расположенного на нем здания.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права, в том числе ЗК РФ и Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве" соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы Департамента, фактически сводящиеся к повторению проверенных и правомерно и обоснованно отклоненных судами доводов, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятых по делу судебных актов, так как не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Департамента земельных ресурсов города Москвы на правопреемника Департамент городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423).
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2013 года по делу N А40-169621/12-94-330 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.