г. Москва |
|
26 августа 2013 г. |
Дело N А40-126252/12-124-238 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей: Федосеевой Т.В., Тутубалиной Л.А.,
при участии в заседании:
от истца: Лиджиев В.В., доверенность от 09.01.2013 N 46/юк/2, Калмыков И.А., доверенность от 09.01.2013 N 46/юк/1
от ответчика: Ляховенко В.В., доверенность от 22.09.2012 N 212/3172
рассмотрев 21 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "Строительное Управление Московского Военного Округа"
на решение от 20 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кравченко Е.В.,
на постановление от 29 апреля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Окуловой Н.О., Нагаевым Р.Г., Поповой Г.Н.,
по иску ОАО "Строительное Управление Московского Военного Округа" (Москва, ОГРН: 1097746387111)
к Министерству обороны Российской Федерации (Москва, ОГРН: 1037700255284)
о взыскании в порядке субсидиарной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительное Управление Московского Военного Округа в лице его конкурсного управляющего (далее - строительное управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) 1.185.239 руб. 56 коп. долга в порядке субсидиарной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2013, в удовлетворении иска отказано, при выводе о том, что Российская Федерация не может нести субсидиарную ответственность по неисполненным обязательствам должника, поскольку кредиторам не выполнена установленная законом обязанность по предъявлению требований основному должнику в ходе осуществляемых в отношении него ликвидационных мероприятий.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2013 решение оставлено без изменения с подтверждением содержащихся в нем выводов.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 284 Арбитражного кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе строительного управления. Заявитель просит отменить решение и постановление суда, как принятые без учета положений части 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получено дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Строительное управление не было уведомлено о ликвидации должника - государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" и открытии реестра кредиторов. Ликвидационной комиссией не были приняты меры по письменному уведомлению истца о предстоящей ликвидации.
В заседании суда кассационной инстанции представители строительного управления поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Минобороны России возражал против удовлетворения жалобы, полагая решение и постановление законными и обоснованными.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2009 по делу N А40-83867/08-27-771 с государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" в пользу строительного управления взыскано 1.165.239 руб., 56 коп. долга и выдан исполнительный лист.
Поскольку решение суда по делу N А40-83867/08-27-771 исполнено не было и задолженность не погашена в связи с ликвидацией должника, строительное управление обратилось в суд с иском к Минобороны России о взыскании долга в порядке субсидиарной ответственности.
Принимая решение об отказе в иске, суд указал следующее.
Сообщение о принятии решения о ликвидации с государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" с указанием на право предъявления кредиторами требований опубликовано в установленном порядке в "Вестнике Государственной Регистрации" часть 1 N 13 (218) от 08.04.2009/741.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц запись о прекращении деятельности государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" в связи с его ликвидацией внесена в ЕГРЮЛ 06.10.2009.
Вместе с тем, как установил суд, строительное управление в период ликвидационных мероприятий в отношении государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа" с требованиями к ликвидационной комиссии не обращалось.
Между тем суд не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются сведения о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В материалах дела отсутствуют доказательства письменного уведомления истца о ликвидации государственного учреждения "34 Отдел капитального строительства Московского военного округа", а суд не проверил выполнение ликвидационной комиссией требований законодательства об уведомлении кредиторов о ликвидации юридического лица.
При этом ссылка суда на то, что сведения о ликвидации юридического лица были опубликованы в "Вестнике Государственной Регистрации" часть 1 N 13 (218) от 08.04.2009/741, в данном случае не может служить безусловным основанием, освобождающим собственника имущества ликвидированного юридического лица от субсидиарной ответственности по его долгам.
С учетом изложенного принятые по делу решение и постановление являются незаконными и на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, проверить доводы и возражение сторон, предложив представить доказательства в их подтверждение, установить осуществило ли строительное управление до предъявления требования к субсидиарному должнику - Минобороны России необходимые действия, направленные на получение исполнения от основного должника, были ли приняты все возможные меры к получению задолженности до его ликвидации, а также выполнение ликвидационной комиссией требований статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2013 года по делу N А40-126252/12-124-238 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.