г. Москва |
|
03 сентября 2013 г. |
Дело N А41-40655/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Нужнова С.Г.
судей Кузнецова В.В., Денисовой Н.Д.
при участии в заседании:
от истца - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
рассмотрев 28 августа 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
Территориального управления Росимущества в Московской области (ответчик)
на решение от 29 января 2013 г. Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Кулматовым Т.Ш.
и на постановление от 17 мая 2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мордкиной Л.М., Коноваловым С.А., Шевченко Е.Е.
по иску (заявлению) Администрации Щелковского муниципального района Московской области
к Территориальному управлению Росимущества в Московской области
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок
третьи лица: Управление Росреестра по Московской области, Кияшко Николай Иванович
УСТАНОВИЛ: Администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - Территориальное управление Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223, площадью 1.000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Монино, ул.Академическая, уч.387, земли поселений для индивидуального жилищного строительства, ссылаясь в обоснование своих требований на нахождение на спорном земельном участке жилого двухэтажного жилого дома, принадлежащего на праве собственности Кияшко Николаю Ивановичу, построенного им в период аренды спорного земельного участка по договору аренды от 07.10.2004 г. N 79 с Администрацией поселка Монино, и на осуществление государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок без каких-либо правовых оснований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и Кияшко Н.И.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 января 2013 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2013 г., требования удовлетворены: право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223, площадью 1.000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Монино, ул.Академическая, уч.387, земли поселений для индивидуального жилищного строительства, признано отсутствующим.
При принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что на спорном земельном участке не имеется объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, в силу чего он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на него была произведена в отсутствие заявления уполномоченного федерального органа государственной власти.
В кассационной жалобе на вынесенные по делу судебные акты ответчик - Территориальное управление Росимущества в Московской области настаивает на своих доводах о том, что при установлении факта разграничения и отнесения земельных участков к соответствующему уровню собственности необходимо руководствоваться изначальным назначением земельного участка, в связи с чем государственная регистрация права федеральной собственности не может быть оспорена путем установления лишь факта ее осуществления при отсутствии соответствующего акта Правительства Российской Федерации об утверждении перечня земельных участков, отнесенных к федеральной собственности, по иску лиц, на право собственности в отношении этих земельных участков не претендующих; ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что истец является собственником или владельцем земельного участка, или подтверждающих нарушение каких-либо вещных права истца на спорный земельный участок, а также указывает на предъявление истцом требований с пропуском срока исковой давности, в связи с чем просит решение от 29 января 2013 г. и постановление от 17 мая 2013 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации информация о принятии кассационной жалобы Территориального управления Росимущества в Московской области к производству, о месте и времени судебного заседания была размещена на официальном Интернет-сайте суда: http:www.fasmo.arbitr.ru.
Надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства участвующие в деле лица явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые ответчиком судебные акты отмене не подлежат в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Администрации поселка Монино Щелковского района Московской области от 16.06.1997 г. N 109-п на основании решения депутатской земельной комиссии (протокол от 13.06.1997 г. N 6) Кияшко Н.И. был выделен земельный участок площадью 1.000 кв.м. в кооперативе "Экипаж" поселка Монино для строительства индивидуального жилого дома для постоянного проживания.
В последующий период спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223, площадью 1.000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, пос.Монино, ул.Академическая, уч.387, категория земель - земли поселений, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства, по договору от 07.10.2004 г. N 79 был передан Администрацией поселка Монино в арендное пользование Кияшко Н.И. сроком на 49 лет для индивидуального жилищного строительства.
Государственная регистрация договора аренды земельного участка от 07.10.2004 г. N 79 была произведена 23.12.2004 г. (запись регистрации N 50-01/51-01/2004-603).
Государственная регистрация права собственности Кияшко Н.И. на построенный на земельном участке с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223 жилой двухэтажный дом общей площадью 183,5 кв.м. произведена 23.06.2011 г. (запись регистрации N 50-50-14/041/2011-335).
Помимо жилого дома на спорном земельном участке находятся возведенные Кияшко Н.И. баня, беседка и артскважина.
Каких-либо объектов недвижимости, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на указанном земельном участке не имеется.
Государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223, площадью 1.000 кв.м. была произведена по заявлению Администрации поселка Монино Щелковского района Московской области.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно разъяснениям, приведенными в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
Основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации, были установлены статьями 3, 4 и 5 названного Федерального закона.
В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Установив, что спорный земельный участок с кадастровым номером 50:14:04 05 17:0223, площадью 1.000 кв.м. ни по одному из оснований, предусмотренных Федеральными законами "О разграничении государственной собственности на землю" и "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", не может быть отнесен к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что он относится к земельным участкам, государственная собственность на которые еще не разграничена, не смотря на произведенную государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на этот участок, которая была осуществлена в отсутствие заявления уполномоченного государственного органа Российской Федерации, в связи с чем право истца по распоряжению этим земельным участком может быть восстановлено только путем признания права собственности Российской Федерации не него отсутствующим.
Ответчик участия в заседаниях суда первой инстанции не принимал, отзыв не представлял, заявления не подавал, поэтому его доводы о предъявлении истцом требований с пропуском срока исковой давности подлежат отклонению как приведенные без учета пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 января 2013 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 мая 2013 г. по делу N А41-40655/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Росимущества в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.Г.Нужнов |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а также уточнены основания разграничения государственной собственности на землю, в связи с чем за органами местного самоуправления сохранено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одному из критериев, позволяющих отнести их к соответствующему уровню собственности, установленных статьей 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
Ответчик участия в заседаниях суда первой инстанции не принимал, отзыв не представлял, заявления не подавал, поэтому его доводы о предъявлении истцом требований с пропуском срока исковой давности подлежат отклонению как приведенные без учета пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 сентября 2013 г. N Ф05-10424/13 по делу N А41-40655/2012