г. Москва |
|
02 сентября 2013 г. |
Дело N А41-17764/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Троицкий снаряжательный завод" Черкашина С.М. по доверенности от 03 апреля 2013 года, Сафанеева Д.З. по доверенности от 11 ноября 2011 года
от ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области Харламова К.А. по доверенности от 02 ноября 2012 года N ИИ/08-11534/Д
рассмотрев 27 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 25 января 2013 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Васильевой Е.В.
на постановление от 03 июня 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Мищенко Е.А., Бархатовым В.Ю., Виткаловой Е.Н.
по делу N А41-17764/12
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Троицкий снаряжательный завод" (ООО "ТСЗ", ОГРН 1065042076164)
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество, ОГРН 1087746829994), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ТУ Росимущества в Московской области)
о признании незаконными действий и обязании совершить определенные действия
третье лицо Федеральное государственное унитарное предприятие "Краснозаводский химический завод"
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТСЗ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа Росимущества от 28 марта 2012 года N ПП-10/9216 в предоставлении в собственность ООО "ТСЗ" земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110104:4 площадью 96249 кв.м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск; об обязать ТУ Росимущества в Московской области и Росимущества принять решение о предоставлении ООО "ТСЗ" на льготных условиях земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110104:4 площадью 96249 кв.м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск; об обязании ТУ Росимущество в Московской области в месячный срок после принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110104:4 площадью 96249 кв.м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск и в установленный законом срок направит его в адрес ООО "ТСЗ".
В качестве третьего лица по делу привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие "Краснозаводский химический завод" (далее - ФГУП "Краснозаводский химический завод").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2013 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзывах на кассационную жалобу ООО "ТСЗ" и ФГУП "Краснозаводский химический завод" возражали против ее удовлетворения и просили оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в Московской области поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ООО "ТСЗ" возражали против ее удовлетворения.
Представители Росимущества и ФГУП "Краснозаводский химический завод", извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "ТСЗ" является собственником следующих объектов недвижимого имущества: нежилое здание N 165, лит. 1Б, инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50-НБ N 485576 от 17 июля 2007 года); нежилое здание N 166, лит. 2Б (свидетельство о государственной регистрации права 50-НБ N 539851 от 19 сентября 2007 года); площадка для испытаний изделий на полигоне цеха N 1, лит. 3С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539848 от 19 сентября 2007 года); площадка для уничтожения отходов на полигоне цеха N 1, лит. 4С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539852 от 19 сентября 2007 года); подрывная яма на полигоне цеха N 1, лит. 5С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539853 от 19 сентября 2007 года); теодолитная площадка на полигоне цеха N 1, лит. 6С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539858 от 19 сентября 2007 года); дорога к испытательной площадке на полигоне цеха N 1, лит. 1С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539854 от 19 сентября 2007 года); дорога к площадке уничтожения на полигоне цеха N 1, лит. 2С инв. N 261:075-101227 (свидетельство о государственной регистрации права 50 HB N 539855 от 19 сентября 2007 года).
Объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:05:0110104:4, площадью 96249 кв.м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск.
Правообладателем участка с кадастровым номером 50:05:011 01 04:0004, площадью 96249 кв.м согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 05/095/2011-216 от 28 ноября 2011 года является Российская Федерация.
09 декабря 2011 года ООО "ТСЗ" обратилось в ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 50:05:011 01 04:0004 в собственность, с приложением необходимых документов.
Письмом от 23 марта 2012 года N ПП-10/9216 Росимущество отказало ООО "ТСЗ" в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность, со ссылкой на приказ Минпромторга России от 28 октября 2011 года N 1460.
При этом Росимущество указало, что указанный земельный участок ранее был предоставлен ФГУП "Краснозаводский химический завод" для обеспечения оборонной промышленности и в соответствии с подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ считается ограниченным в обороте.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок утвержден приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Из материалов дела, исследованных судами, следует, что право собственности ООО "ТСЗ" на вышеуказанное недвижимое имущество, находящееся на испрашиваемом им земельном участке, не оспорено, зарегистрировано в установленном законом порядке, свидетельства о государственной регистрации права недействительными не признаны.
Российская Федерация является собственником испрашиваемого заявителем земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110104:4 площадью 96249 кв.м, по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Краснозаводск.
Согласно пункту 4.6 приказа Росимущества от 05 марта 2009 года N 66 "О реорганизации территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом" ТУ Росимущества в Московской области заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в собственности, в том числе и органов местного самоуправления, за исключением случаев прямо указанных в законе, перечень которых является исчерпывающим.
Суды, отклоняя довод ответчиков об отнесении испрашиваемого земельного участка к землям обороны, которые согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте, правильно исходил из того, что спорный объект по категории земель относится к землям промышленности, разрешенное использование: размещение полигона цеха N 1.
ФГУП "Краснозаводский химический завод" данный земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110104:0004 использовался в качестве полигона для испытания продукции. Здания и сооружения, расположенные на земельном участке, с учетом объектов, расположенных на смежных земельных участках (с кадастровым номером 50:050110104:2, площадью 381328 кв.м и с кадастровым номером 50:05:0110104:29, площадью 3606 кв.м) составляли единый производственный цикл, обеспечивающий разработку, производство и испытание производимой цехом 1 продукции.
При этом земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110104:0004 площадью 96249 кв.м включен в Передаточный акт объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП "Краснозаводский химический завод", утвержденный временно исполняющим обязанности руководителя ТУ Росимущества в Московской области Ильинским И.В., в связи с наличием на земельном участке объектов третьих лиц.
Кроме этого, объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке зарегистрированы в установленном порядке за ООО "ТСЗ" на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 18 июня 2010 года по делу N А41-10087/10 по результатам торгов по продаже арестованного недвижимого имущества ФГУП "Краснозаводский химический завод".
Пунктом 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования (пункт 1 статьи 35 ЗК РФ, пункт 3 статьи 552 ГК РФ).
В силу указанных норм покупатель здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Суды правомерно посчитали, что включение ФГУП "Краснозаводский химический завод" в перечень организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденный приказом Минпромторга России от 28 октября 2011 года N 1460 автоматически не накладывает на земельный участок, ранее находившийся в пользовании указанного юридического лица, ограничение в обороте, с учетом того, что указанный приказ издан после регистрации права собственности ООО "ТСЗ" на объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, для реализации права на приобретение в собственность земельных участков заявитель должен подтвердить только право собственности на объекты недвижимости.
В связи с этим, ООО "ТСЗ" правомерно обратилось ТУ Росимущества в Московской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Довод ответчика об отсутствии доказательств обоснованности заявителем испрашиваемой площади земельного участка, несостоятелен, поскольку, как правильно указали суды, на спорном участке расположено восемь объектов производственного назначения, в которых ООО "ТСЗ" производятся, хранятся и испытываются взрывопожароопасные вещества и изделия (порох, электровоспламенители, фосфор, коллоксилин, бертолетовая соль и др.), составы и готовая пиротехническая продукция, которые относятся к взрывчатым материалам (ВМ), по транспортной безопасности - к опасным грузам класса 1.
При этом ООО "ТСЗ" - это специализированное предприятие, которое в установленном порядке получило соответствующие лицензии на право безопасной эксплуатации взрывопожароопасных производств и право изготовления, хранения, перевозки, испытания, уничтожения пиротехнической продукции.
Требования к опасным производственным объектам, земельному участку распространяются на все предприятия независимо от их организационно - правовых и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной и экологической безопасности на территории Российской Федерации.
Согласно кадастровому паспорту спорного земельного участка разрешенное использование земли: размещение полигона цеха N 1.
Отказывая заявителю в предоставлении в собственность земельного участка, Росимущество не заявляло о превышении площади участка.
Кроме того, заключением ОАО "Красноармейский научно-исследовательский институт механизации" от 14 мая 2013 года N 51-2184 подтверждается необходимость использования земельного участка площадью 96249 кв.м для эксплуатации восьми объектов недвижимости в целях безопасного проведения испытаний, уничтожения отходов и брака производства ООО "ТСЗ".
Рассматривая данное дело, суды также правильно указали, что порядок определения цены (стоимости) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной стоимости на территории Московской области, регулируется статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой до 01 июля 2012 года осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Суды правомерно установили, что численность населения в городском поселении Краснозаводск Сергиево-Посадского района Московской области по состоянию на 04 апреля 2012 года составляет 13336 человек, что подтверждается справкой Администрации городского поселения Краснозаводск от 04 апреля 2012 года N 400.
Объекты недвижимости ООО "ТСЗ", находящиеся на спорном земельном участке, до приобретения их последним на торгах, находились в государственной собственности, что также дает право заявителю на приобретение испрашиваемого земельного участка по льготной цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявитель имеет право приобрести спорный земельный участок по льготной цене в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
При таких обстоятельствах, всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доводы и доказательства лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции, разрешили спор без нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций по применению норм материального права соответствуют установленными ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, фактически сводящиеся к иной, чем у судов оценке обстоятельств дела и имеющихся доказательств, проверенные и обоснованно отклоненные судами, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июня 2013 года по делу N А41-17764/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.