г. Москва |
|
04 сентября 2013 г. |
Дело N А41-41158/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Эссилор Оптика" Евсеевой О.В. по доверенности от 22 января 2013 года N 2/13
от ответчика Шереметьевской таможни Ем И.И. по доверенности от 16 мая 2013 года N 04-47/17084
рассмотрев 29 августа 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ответчика Шереметьевской таможни
на решение от 27 ноября 2012 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Денисовым А.Э.
на постановление от 22 мая 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Бархатовым В.Ю., Кручининой Н.А., Мищенко Е.А.
по делу N А41-41158/12
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эссилор Оптика" (ООО "Эссилор Оптика", ОГРН 1057748396023)
к Шереметьевской таможне (ОГРН 1037739527176)
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
ООО "Эссилор Оптика" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне о признании незаконным решения об отказе в возврате (зачете) излишне уплаченных сумм ввозного НДС, содержащегося в письме от 29 июня 2012 года N 19-21/20648, и об обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года оспариваемое решение таможенного органа признано незаконным. На таможенный орган возложена обязанность устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года указанное решение суда первой инстанции изменено в части указания на обязание таможенного органа устранить нарушения прав и законных интересов заявителя. На таможенный орган возложена обязанность возвратить заявителю излишне уплаченный НДС в сумме 3869465,75 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шереметьевской таможня просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Эссилор Оптика" возражало против ее удовлетворения и просило оставить законно принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Шереметьевской таможни поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Эссилор Оптика" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ООО "Эссилор Оптика" в зоне деятельности Шереметьевской таможни ввезло на территорию Российской Федерации, в том числе товары "линзы для очков (очковые) из полимерных материалов для коррекции зрения, обработанные с обеих сторон, однофокальные, фотохромные" (код ОКП 94 8500), оформленные по 119 ДТ, по которым ООО "Эссилор Оптика" уплачена сумма НДС за указанные товары по ставке 18%.
ООО "Эссилор Оптика" обратилось Шереметьевскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных сумм НДС.
Письмом от 29 июля 2012 года N 19-21/20648 Шереметьевская таможня отказала в возврате излишне уплаченных сумм НДС по тем основаниям, что товары, заявленные ООО "Эссилор Оптика", представляют собой "линзы для очков (очковые) из полимерных материалов для коррекции зрения, обработанные с обеих сторон, однофокальные, фотохромные", которые помимо коррекции зрения обладают также функцией пониженного светопропускания (защиты от солнечного света), в связи с чем, исходя из положений пункта 2 статьи 74, статьи 89, пункта 1 статьи 183 ТК ТС, подпункта 1 пункта 2 статьи 149, подпункта 2 статьи 150 НК РФ и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 240 "Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" к ним не может применяться налоговая льгота в виде освобождения от уплаты НДС.
В силу пункта 2 статьи 149, статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации: важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники; протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним; технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов; очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 240 утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" (далее - Перечень), в который включены линзы для коррекции зрения (код по Общероссийскому классификатору продукции (ОК 005-93, ОКП 948000).
В соответствии с разделом "Введение" в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX).
В классе продукции "Медицинская техника" (ОКП 94 0000) группа изделий "Линзы для коррекции зрения очковые с пониженным светопропусканием окрашенные в массе" (ОКП 94 8300) является составной частью включенного в Перечень подкласса "Линзы для коррекции зрения" (ОКП 94 8000).
Документом установленного образца, подтверждающим соответствие кода ввозимой медицинской техники по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии, являются сертификат соответствия и декларация о соответствии. В этих документах указывается код продукции по ОКП.
Таким образом, как правильно посчитали суды, вопрос о правомерности предоставления льгот по уплате НДС в отношении ввозимых линз возможно рассматривать при предоставлении документа, подтверждающего соответствие кода ввозимых линз, в том числе линз с пониженным светопропусканием по ОКП, включенного в Перечень, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Для подтверждения права на льготу, предусмотренную подпунктом 1 пунктом 2 статьи 149 НК РФ, налогоплательщик должен представить подтверждающие документы, к которым могут быть отнесены регистрационные удостоверения, сертификаты соответствия Госстандарта России, декларация о соответствии и прочие документы, позволяющие отнести ввезенные товары к изделиям медицинского назначения в соответствии с ОКП.
Из материалов дела, исследованных судами, видно, что к заявлениям о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин ООО "Эссилор Оптика" были приложены декларации и сертификаты о соответствии, из содержания которых следует, что товар, ввезенный ООО "Эссилор Оптика" на территорию Российской Федерации - "линзы для очков (очковые) из полимерных материалов для коррекции зрения, обработанные с обеих сторон, однофокальные, фотохромные", является товаром медицинского назначения, что подтверждается указанием в них кода ОКП 94 8300.
В силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 240 реализация линз для коррекции зрения, имеющих ОКП 94 8000 (и указанные в нем группы, в том числе 94 8300), не подлежит обложению НДС.
Таким образом, правомерность применения льгот по уплате НДС в отношении ввезенных заявителем на таможенную территорию Российской Федерации товаров подтверждена доказательствами, представленными в таможенный орган.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Частями 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 названного Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что заявителем представлены в таможенный орган все необходимые документы, подтверждающие наличие у него оснований для возврата уплаченной суммы НДС, следовательно, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в таком возврате, в связи с чем оспариваемое решение принято незаконно.
Довод таможенного органа о том, что спорная льгота не была заявлена ООО "Эссилор Оптика" по некоторым товарам на момент таможенного декларирования, поэтому факт излишней уплаты таможенных пошлин отсутствует, несостоятелен, так как подтверждение факта отнесения ввезенного товара к медицинским товарам, подпадающим по действие Постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 240, является условием предоставления льготы. При этом представление подтверждающих льготу документов после ввоза товара и незаполнение декларантом граф 44 и 36 ГТД не лишает заявителя права на последующее применение указанной льготы и возврат излишне уплаченных пошлин в порядке статьи 90 ТК ТС, статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Изменяя решение суда первой инстанции в части указания на обязание таможенного органа устранить нарушения прав и законных интересов заявителя, обязывая таможенный орган возвратить заявителю излишне уплаченный НДС в сумме 3869465,75 рублей, которая правильно определена апелляционным судом на основании совместного акта сверки между заявителем и таможенным органом, суд апелляционной инстанции правомерно исходил из того, что судом первой инстанции не учтено, что законом четко установлены последствия рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, в связи с чем суд в силу положений статей 170, 182, пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ должен был самостоятельно, вне зависимости от формулировки заявителем способа устранения допущенного нарушения его прав и законных интересов, четко конкретизировать обязанность, возлагаемую на таможенный орган.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2012 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2013 года по делу N А41-41158/12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Шереметьевской таможни без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
Е.Ю. Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.