г. Москва |
|
10 сентября 2013 г. |
Дело N А40-138615/12-79-1433 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: Муниципального образования Сельское поселение Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области - Ланина Е.Г., доверенность N 453 от 26.112012 г.,
от заинтересованного лица: Министерства обороны Российской Федерации - Шкаранды Ю.А., доверенность N 212/2/203 от 20.05.2013 г.,
от третьих лиц: 1) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен, 2) Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Прусаковой В.А., доверенность N 141/1/7/8494 от 26.06.2013 г.,
рассмотрев 04 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Муниципального образования Сельское поселение Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (заявителя)
на решение от 13 марта 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Дранко Л.А.,
на постановление от 27 мая 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Москвиной Л.А., Захаровым С.Л., Цымбаренко И.Б.
по делу N А40-138615/12-79-1433
по заявлению Муниципального образования Сельское поселение Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ОГРН.1055005625740)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН.1037700255284)
об оспаривании бездействий
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (далее - заявитель, Администрация, орган местного самоуправления) обратилась с заявлением в Арбитражный суд города Москвы к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии надлежащего решения по обращению от 31.01.2012 N 38/1-25 Главы сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области о передаче в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества военного городка N 12 г. Наро-Фоминск-10 и обязании передать муниципальному образованию сельское поселение Ташировское объекты военного недвижимого имущества, а именно:
земельный участок, границы которого определены следующим образом: от точки пересечения автомобильной дороги "Наро-Фоминск-Новоникольское-Васильчипово" с автомобильной дорогой "МБК-Васильчиново" граница проходит на юго-запад, до юго-восточного угла земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:3, далее на запад по южной, на север по западной границе земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:3, до точки пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:26:091002:4, далее на северо-запад, север, восток, юг по границе земельного участка с кадастровым номером 50:26:091002:4, до точки пересечения с земельным участком с кадастровым номером 50:26:091003:1, далее на восток, северо-запад, запад, север, восток по границе земельного участка с кадастровым номером 50:26:091003:1 до автомобильной дороги "МБК-Васильчиново", пересекая данную автомобильную дорогу, граница идет на северо-восток по восточным границам земельного участка с кадастровым номером 50:26:080405:2 до южной границы земельного участка с кадастровым номером 50:26:080405:1, далее на северо-запад, северо-восток, восток по границам земельного участка с кадастровым номером 50:26:080405:1, далее от северо-восточного угла земельного участка с кадастровым номером 50:26:080405:1 на юго-восток до точки пересечения автомобильной дороги "Наро-Фоминск-Новоникольское-Васильчиново" с автомобильной дорогой "МБК-Васильчиново";
жилые дома (за исключением приватизированных квартир) N N: 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 14; 15 и 16; здание казармы; здание столовой солдатской; здание комбината бытового обслуживания с магазином; здание столовой офицерской; здание казармы; здание общежития; здание казармы; здание штаба; здание гарнизонного клуба; гараж; склад; поликлинику; караульное помещение; овощехранилище; котельную; здание бани; водонапорную башню; караульное помещение; канализационно-насосную станцию; артезианскую скважину N 2; физкультурно-оздоровительный комплекс; здание чайной; котельную очистных сооружений; склад хлора; артезианскую скважину N 1; насосную станцию второго подъема; комплекс психологической разгрузки; тыловой пункт управления; трансформаторную подстанцию N 1; склад; трансформаторную подстанцию N 2; склад; биофильтр N 1; овощехранилище; склад ГСМ; артезианскую скважину N 3; пункт питания; холодильник; пожарное депо; контрольно-пропускной пункт; склад; контрольно-технический пункт; склад; контрольно-пропускной пункт; склад; контрольно-пропускной пункт; медицинский пункт; биофильтр N 2; лабораторию очистных сооружений; резервуар объемом 400 куб.м.; резервуар объемом 100 куб.м.; трансформаторную подстанцию очистных сооружений; трансформаторную подстанцию котельной; склад; контрольно-пропускной пункт; здание прачечной; гараж; склад; здание бани; трансформаторную подстанцию N 3; бомбоубежище; бомбоубежище; склад; склад; склад; овощехранилище; овощехранилище; гараж; контрольно-пропускной пункт; сети уличного освещения; сети теплоснабжения; сети водоснабжения; сети водоотведения; сети электроснабжения наружные; электрические сети ВЛЭП; мазутно-насосную станцию; склад; здание швейного цеха; здание хозяйственного магазина; здание подсобного цеха; не законченные строительством здания, строения и сооружения, находящиеся в границах земельного участка.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Отказывая в удовлетворении заявления Администрации, арбитражные суды исходили из того, что Министерством оспариваемое бездействие допущено не было, оснований для передачи в муниципальную собственность испрашиваемых объектов недвижимого имущества не имелось.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права.
В обоснование своей кассационной жалобы орган местного самоуправления указывает, что предусмотренное законом решение по вопросу передачи в муниципальную собственность недвижимого имущества так и не принято, соответствующие работы не начинались, среди испрашиваемых объектов не имеется запланированных к использованию в целях обороны, войсковая часть противоракетной обороны (28000), ранее дислоцированная в городе Наро-Фоминск-10, расформирована.
Минобороны РФ и третьи лица отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представили.
Дело рассмотрено в порядке п. 3 ст. 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции представителя третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявитель доводы кассационной жалобы поддержал, просил вынесенные судебные акты отменить и принять новый судебный акт.
Представители Министерства и Федерального государственного казенного учреждения "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации просили оставить решение и постановление суда апелляционной инстанции без изменения как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене как вынесенные при неправильном применении норм материального права с вынесением нового судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Глава сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области обратился в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о передаче в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества военного городка N 12 г. Наро-Фоминск-10.
Письмом от 17.05.2012 N 141/15384 заявителю сообщено о проведении инвентаризации имущества, подлежащего передаче заявителю, об ориентировочном сроке завершения мероприятий по передаче в собственность жилого фонда и инфраструктуры Минобороны России - IV квартале 2012 года.
Согласно письма от 20.06.2012 N 141/19584 Министерство обороны Российской Федерации планирует безвозмездно передать муниципальному образованию 12 жилых домов, остальные объекты военного городка будут использоваться в интересах Минобороны России для непосредственных функций.
Полагая, что Минобороны России допускается незаконное бездействие в части непринятия решения о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для признания решения и действий (бездействия) незаконными является несоответствие их закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с безвозмездной передачей в муниципальную собственность военного недвижимого имущества, регламентируются Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N 423-ФЗ)
В силу части 1 статьи 2 названного Федерального закона безвозмездной передаче подлежали здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено (за исключением зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, которые необходимы для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся:
1) в границах военных городков (за исключением закрытых военных городков);
2) в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений.
На основании части 3 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ по заявлению главы поселения или главы городского округа о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в течение двух месяцев со дня поступления этого заявления должно было быть принято решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или об отказе в такой передаче. Отказ в такой передаче допускается исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 этого Федерального закона земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства.
В связи с тем, что заявление Главы сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области поступило в Минобороны России 09.02.2012 г., решение по данному вопросу подлежало принятию не позднее 09.04.2012 г.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что в установленный 2-х месячный срок решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества либо об отказе в передаче имущества в муниципальную собственность принято не было.
Ответ на заявление высшего должностного лица сельского поселения Ташировское подготовлен только 17.05.2012 г., т.е. за пределами предусмотренного срока.
Таким образом, вопреки выводам арбитражных судов, сделанными с неправильным применением Федерального закона N 423-ФЗ, со стороны Министерства обороны Российской Федерации имело место незаконное бездействие, выразившееся в не совершении действий и непринятии решения, предусмотренного Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ, по обращению органа местного самоуправления.
Как утверждает заявитель и не опровергнуто заинтересованным лицом, не смотря на информирование о ведении работы по предоставлению в муниципальную собственность объектов военного имущества, соответствующие работы не начинались и постановка на кадастровый учет земельного участка не осуществлена.
При таких обстоятельствах суд, наличии незаконного бездействия со стороны Минобороны России, нарушает право муниципального образования получить в собственность ряд объектов высвобожденного военного недвижимого имущества после расформирования воинской части.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании передать имущество в муниципальную собственность, суды исходили из того, что ряд объектов военного имущества планировалось использовать для непосредственных функций Минобороны России, а другие готовились к передаче.
Данный довод Министерства, изложенный им в письме от 20.06.2012 N 141/19584, документально не подтвержден.
Решения об отказ в такой передаче, допускающегося исключительно в случае, если все военное недвижимое имущество, расположенное в границах военного городка или указанного в пункте 2 части 1 статьи 2 Федерального закона N 423 -ФЗ земельного участка, необходимо для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, Министерством обороны в установленном порядке и сроки принято не было.
При этом, согласно Акта осмотра подлежащих передаче в муниципальную собственность объектов высвобожденного недвижимого военного имущества от 05.06.2012 г. и приложенной к нему фото-таблице (т.1 л.д. 84-108), объекты недвижимости находятся в заброшенном состоянии и не могут использоваться по своему назначению.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает необходимым обязать Министерство обороны Российской Федерации устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Муниципального образования Сельское поселение Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области путем совершения действий и принятия решения, предусмотренных Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ. При этом суд кассационной инстанции считает, что срок для устранения указанного нарушения должен быть определен в один месяц, со дня принятия данного постановления, вследствие длительного бездействия со стороны заинтересованного лица.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п.2 ч.1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 13 марта 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2013 года по делу N А40-138615/12-79-1433 - отменить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН.1037700255284) выразившегося в непринятии надлежащего решения по обращению от 31.01.2012 N 38/1-25 Главы сельского поселения Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области о передаче в муниципальную собственность объектов военного недвижимого имущества военного городка N 12 г. Наро-Фоминск-10.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации (ОГРН.1037700255284) в месячный срок, со дня принятия данного постановления, устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Муниципального образования Сельское поселение Ташировское Наро-Фоминского муниципального района Московской области (ОГРН.1055005625740), совершить действия и принять решение, предусмотренные Федеральным законом от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении объектов военного недвижимого имущества военного городка N 12 г. Наро-Фоминск-10.
Председательствующий судья |
А.М. Кузнецов |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.