г. Москва |
|
19 сентября 2013 г. |
Дело N А40-162774/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Ворониной Е.Ю.
при участии:
от заявителя Домкина П.А., дов. от 25.11.2012
от административного органа Корнеева М.М., дов. от 19.03.2013 N 05-08-434/13
рассмотрев 12 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жанна" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 марта 2013 года,
принятое судьей Андрияновой С.М.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 мая 2013 года,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Москвиной Л.А.
по делу N А40-162774/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жанна" (г. Москва, ОГРН 1027739166510) о признании незаконными постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жанна" (далее - ООО "Жанна", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными постановлений Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (далее - Департамент, административный орган) от 21.11.2012 N 1008-419-1/2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и от 21.11.2012 N 1008-419-2/2012 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 4.36 Закона города Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее - КоАП г. Москвы).
Решением названного арбитражного суда от 26.03.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на нарушение судами норм материального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель административного органа возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам.
Как установили суды двух инстанций, в ходе проведения проверки в отношении ООО "Жанна", осуществляющего розничную торговлю продуктами питания и товарами народного потребления, Департамент установил, что в занимаемых обществом помещениях образуются отходы I, IV, V классов опасности. Собранные отходы хранятся в специально отведенных местах временного хранения и накопления отходов для последующего вывоза на утилизацию согласно заключенным договорам с ООО "Т-АВЕРС" от 01.12.2011 N 22-012, с ГУП ООО "НПП "ЭКОТРОМ" от 08.02.2011 N 46840.
По результатам проверки был составлен акт от 16.10.2012, в котором зафиксированы выявленные нарушения обществом требований статей 22, 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и статьей 11, 14, 18, 19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах). В частности, указано, что обществом не ведется инвентаризация образующихся в результате деятельности отходов, организации, учет использованных, обезвреженных отходов; не направляется ежегодная отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обществом; паспорта опасных отходов, образующихся в результате ведения хозяйственной деятельности и эксплуатации помещений организации, не составлены; свидетельства, подтверждающие отнесения данных отходов к конкретному классу опасности, отсутствуют; в Департамент не представлены данные об отходах производства и потребления за 2010-2011 года.
По факту выявленных правонарушений 16.10.2012 в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях N N 1008-419-1/2012 и 1008-419-2/2012, на основании которых 21.11.2012 вынесены постановления NN 1008-419-1/2012 и 1008-419-2/2012 о привлечении общества к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ и по части 1 статьи 4.36 КоАП г. Москвы с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 руб. и 100 000 руб. соответственно.
ООО "Жанна" оспорило указанные постановления в судебном порядке.
Согласно части 5.1 статьи 211 АПК РФ полномочия суда кассационной инстанции по проверке законности решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, ограничены размером санкции за совершение административного правонарушения - свыше 100 000 рублей для юридических лиц.
Поскольку оспариваемым постановлением от 21.11.2012 N 1008-419-2/2012 обществу назначен штраф в размере 100 000 рублей, то по правилам вышеуказанной нормы АПК РФ выводы судов двух инстанций относительно данного постановления не подлежат оценке судом кассационной инстанции. Соответственно доводы жалобы, касающиеся законности судебных актов в указанной части, не принимаются во внимание.
Суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов по доводам жалобы относительно постановления Департамента от 21.11.2012 N 1008-419-1/2012.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Закона об отходах к числу отходов относятся отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов является обращением с отходами. В свою очередь накопление отходов представляет из себя временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
На основании статьи 11 Закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно статьям 22 и 24 Закона об охране окружающей среды в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы образования отходов производства и потреблениями лимиты на их размещение; за превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством.
В силу статей 18 и 19 Закона об отходах юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Лимиты на размещение отходов устанавливаются с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статьей 14 Закона об отходах на юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, возложена обязанность подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности, на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Рассматривая заявленные по делу требования, суды двух инстанций установили, что общество на своей территории складировало и хранило отходы, осуществляя тем самым накопление отходов, не имея в нарушение установленных требований законодательства согласованных паспортов на опасные отходы.
Вмененное обществу правонарушение подтверждается совокупностью материалов административного дела.
Суды проверили и признали соблюденным порядок и сроки привлечения к административной ответственности.
Суды обсудили ссылку общества на то, что образующиеся отходы передаются для транспортирования к месту размещения отходов по договорам с ООО "Т-АВЕРС" и ГУП ООО "НПП "ЭКОТРОМ", и отклонили как неосновательную. При этом суды отметили, что передача отходов осуществляется обществом в отсутствие паспортов на опасные отходы, что не соответствует положениям статьи 16 Закона об отходах.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает правильным вывод судов двух инстанций о соответствии законодательству постановления Департамента от 21.11.2012 N 1008-419-1/2012.
Довод жалобы о том, что общество не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку не выполняет специализированную деятельность по обращению с отходами, отклоняется как несостоятельный. Применение судами правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.10.2012 N 4973/12, является правомерной, поскольку в данном акте содержится непосредственное толкование субъектного состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Ссылка в дополнениях к жалобе на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 5-П не может быть принята, поскольку суды исходили из конкретных обстоятельств данного дела.
В связи с изложенным оснований для отмены принятых по делу судебных актов не усматривается.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 года по делу N А40-162774/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жанна" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.