город Москва |
|
24 сентября 2013 г. |
Дело N А41-59517/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Нужнова С.Г., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 17 сентября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
ответчика - Управления Росреестра по Московской области
на решение от 18 марта 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьей Бобковой С.Ю.,
на постановление от 05 июня 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Макаровской Э.П., Виткаловой Е.Н., Бархатовым В.Ю.,
по делу N А41-59517/12
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево (ОГРН: 1035007001270)
о признании незаконным решения органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области,
третьи лица: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управление Судебного департамента в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области от 27.11.2012 N 47/027/2012-266 об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности Муниципального образования городской округ Орехово-Зуево Московской области на объект недвижимого имущества: нежилое 4-х этажное административное здание, общей площадью 5.069,3 кв.м, лит. А, а, а1, а2, а3, а4, а5, а6, расположенное по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 63, обязании Управления Росреестра по Московской области зарегистрировать прекращение права собственности Муниципального образования городской округ Орехово-Зуево Московской области на объект недвижимого имущества: нежилое 4-х этажное административное здание, общей площадью 5.069,3 кв.м, лит. А, а, а1, а2, а3, а4, а5, а6, расположенное по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 63.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2013 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Управление Росреестра по Московской области обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, 18.10.2011 ТУ Росимущества в Московской области в соответствии с Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 24.12.2009 N 169/12 "Об утверждении Перечня имущества, предлагаемого к передаче из муниципальной собственности городского округа Орехово-Зуево в собственность Российской Федерации" принято распоряжение N 651 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево" Московской области и составляющего казну муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево" Московской области, в федеральную собственность".
По Акту о приеме-передаче от 03.02.2012 N 3 нежилое 4-х этажное административное здание, общей площадью 5.069,3 кв.м, лит. А, а, а1, а2, а3, а4, а5, а6, расположенное по адресу: г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 63, было передано из муниципальной собственности в федеральную собственность.
03.02.2012 принято распоряжение ТУ Росимущества в Московской области N 56 "О закреплении имущества, передаваемого из собственности муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево" Московской области в федеральную собственность, за Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Московской области на праве оперативного управления".
10.10.2012 Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево на основании вышеназванных документов обратился в отдел по городу Орехово-Зуево Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования - городской округ Орехово-Зуево на объект недвижимого имущества: нежилое 4-х этажное административное здание, общей площадью 5.069,3 кв.м, лит. А, а, а1, а2, а3, а4, а5, а6, расположенное по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, ул. Ленина, д. 63.
29.10.2012 на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) Управлением Росреестра по Московской области принято решение о приостановлении государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования городской округ Орехово-Зуево на срок до 28.11.2012.
27.11.2012 Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево направлено обращение, поясняющее по основным пунктам приостановления в государственной регистрации.
27.11.2012 на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации отказано в государственной регистрации прекращения права собственности муниципального образования городской округ Орехово-Зуево.
Основанием для отказа явилось не предоставление заявителем заявления о переходе права собственности, выписки из реестра федеральной собственности, кадастрового паспорта имущества, наличие обременения (аренды) имущества.
Считая отказ в государственной регистрации незаконным, Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность (собственность субъекта Российской Федерации) установлен статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменении и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации", пункт 4 Распоряжения ТУ Росимущества от 18.10.2011 N 651 право собственности на переданный объект недвижимого имущества возникает с момента утверждения передаточного акта.
В соответствии с Положением о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево, утвержденным решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 18.11.2008 N 994/83, Комитет по управлению имуществом является функциональным органом администрации городского округа Орехово-Зуево, осуществляющим проведение единой государственной политики в области управления и распоряжения муниципальной и, в пределах компетенции, государственной собственностью на территории городского округа Орехово-Зуево.
Согласно положениям абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.
Кроме того, пунктом 10 статьи 20 Закона о регистрации установлено, что в государственной регистрации может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии со статьями 16, 17 Закона о регистрации.
В соответствии со статьями 16, 17 Закона о регистрации, к документам, необходимым для государственной регистрации права собственности, относятся заявление о регистрации права, документы, подтверждающие личность (правовой статус) заявителя, кадастровый паспорт недвижимого имущества (за исключением случаев, когда документ, содержащий описание недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов), а также документ об уплате государственной пошлины.
Таким образом, заявитель обязан представить только вышеперечисленные документы, которые были представлены Комитетом по управлению имуществом в надлежащем перечне и в надлежащем виде.
Кассационная коллегия считает правомерным вывод судов о том, что указание Управления Росреестра по Московской области на не предоставление заявления о переходе права собственности от муниципального образования - городской округ Орехово-Зуево в федеральную собственность и заявление на право собственности от Российской Федерации не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество являются, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 данной статьи, если представленные им документы отвечают требованиям, установленным статьей 18 Закона о регистрации, и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 17 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), после принятия органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, решения о передаче имущества из собственности муниципального образования (субъекта Российской Федерации) в собственность Российской Федерации, органы государственной власти, орган местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанного решения в соответствии с передаточным актом; данное решение является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
В соответствии с данной нормой права передача объекта из собственности муниципального образования - городского округа Орехово-Зуево в собственность Российской Федерации была осуществлена на основании распоряжение N 651 "О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево" Московской области и составляющего казну муниципального образования "Городской округ Орехово-Зуево" Московской области в федеральную собственность".
Основанием возникновения права на спорный объект в данном случае, в соответствии с положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт государственного органа, предусмотренный законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а не договор или иная сделка.
Как правомерно указали суды, право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном названным Законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными решениями.
Положениями статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с частью 11 статьи 154 названного Закона, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона о государственной регистрации, в том числе, определяющим момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Кассационная коллегия соглашается с выводом судов о том, что подача заявления на государственную регистрацию осуществлена в соответствии с Федеральным законом о государственной регистрации.
Основанием для отказа в государственной регистрации явилось не предоставление выписки из реестра федеральной собственности, однако предоставление данного документа статьями 16, 17 Закона о регистрации не предусмотрено.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации явилось наличие обременения (аренды).
Согласно пункту 1 статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды.
Следовательно, при смене собственника имущества и, соответственно арендодателя по договору аренды, обязательства сторон по договору не прекращаются.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области указано на не предоставление кадастрового паспорта. Запись о праве собственности муниципального образования - городской округ Орехово-Зуево на данный объект внесена в ЕГРП 05.04.1999.
На основании пункта 3 статьи 26 и пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации при государственной регистрации представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный настоящим Федеральным законом и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже предоставлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 марта 2013 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 июня 2013 года по делу N А41-59517/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Росреестра по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
С.Г. Нужнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.