г. Москва |
|
17 ноября 2010 г. |
Дело N А41-15747/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Ворониной Е.Ю. и Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" Фоминых С.Н. по доверенности от 13.05.2010 г.
от ответчика РО ФСФР в ЦФО Реутова И.А. по доверенности от 04.10.2010 г. N 05-08/24269
рассмотрев 11 ноября 2010 г. в судебном заседании кассационную жалобу заявителя ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие"
на решение от 05 июля 2010 г.
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Афанасьевой М.В.
на постановление от 23 сентября 2010 г.
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Гагариной В.Г., Бархатовым В.Ю., Макаровской Э.П.
по делу N А41-15747/10
по заявлению Открытого акционерного общества "Павлово-Посадское топливное предприятие"
об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе (РО ФСФР в ЦФО) о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления РО ФСФР в ЦФО от 31 марта 2010 года N 56-2010-Ю50-001-001 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель утверждает, что им не производилась регистрация проспекта ценных бумаг и не осуществлялась публичное размещение своих акций, следовательно, действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" на него не распространяется. В связи с этим ранее он не представлял отчеты эмитента ответчику.
Заявитель также указывает на незаконную ссылку ответчика на нарушение ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" требования пункта 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденное Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н (далее - Положение), так как ФСФР неуполномочен был принимать данную норму.
В судебном заседании представитель ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель РО ФСФР в ЦФО возражал против ее удовлетворения и просил оставить законно принятые судебные акты без изменения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что при осуществлении контроля за исполнением эмитентами эмиссионных ценных бумаг порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, РО ФСФР в ЦФО установлено наличие в действиях ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, выразившегося в нераскрытии и нарушении эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а именно по состоянию на 12 марта 2010 года заявителем не представлен ответчику ежеквартальный отчет эмитента ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года.
По результатам данной проверки (контроля) составлен акт от 12 марта 2010 года N 21.
По факту выявленного нарушения 17 марта 2010 года РО ФСФР в ЦФО составлен протокол об административном правонарушении, а 31 марта 2010 года вынесено постановление N 56-2010-Ю50-001-001 о привлечении ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 700000 рублей.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
Согласно статье 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" акционерное общество обязано раскрывать информацию в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Состав, порядок и сроки раскрытия информации определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Нормативным актом, устанавливающим состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, является Положение.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в порядке, предусмотренном настоящим Положением, распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента (пункт 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01 июля 1992 года N 721), если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
В силу подпунктов 5.4.1, 5.4.2, 5.4.3 Порядка продажи акций акционерных обществ на специализированном аукционе, Приложения к Распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 06 октября 1994 года N 2469-р при проведении специализированного аукциона удовлетворяются заявки неограниченного круга лиц.
Согласно пункту 14 Раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества", пункту 3 Рекомендаций Госкомимущества Российской Федерации "Методические рекомендации для государственных предприятий, преобразующихся в акционерные общества" утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.
Таким образом, суды правильно посчитали, что заявитель в силу пункта 5.6 Положения обязан раскрывать информацию путем составления ежеквартального отчета по итогам каждого квартала и представления в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года должен быть представлен в регистрирующий орган в срок до 15 февраля 2010 года включительно. Фактически отчет представлен заявителем ответчику 17 марта 2010 года.
Кроме того, представленный заявителем ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года не соответствует Приложению 10 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг и оформлен с нарушением требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденными Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 18 июня 2009 года N 09-23/пз-н, без использования программного продукта Федеральной службы по финансовым рынкам ("Программа-анкета для ежеквартального отчета эмитентов ФСФР России").
В соответствии с пунктом 1.14 Приложения 10 к Положению о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг оформлен с нарушением требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг, в случаях, когда в соответствии с данным Положением эмитент обязан представить (направить) в регистрирующий орган какой-либо документ, содержащий подлежащую раскрытию информацию, такой документ представляется в регистрирующий орган на бумажном носителе. В случае, если бумажный носитель документа насчитывает более одного листа, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью эмитента на прошивке и заверен подписью уполномоченного лица эмитента.
Одновременно с представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган представляется текст документа в формате и на электронном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Суды правомерно указали, что в нарушение требований пункта 1.14 указанного Положения представленный заявителем ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года не прошит, не скреплен печатью эмитента на прошивке. С представлением документа на бумажном носителе в регистрирующий орган не представлен текст документа в формате и на электронном носителе, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На титульном листе представленного заявителем ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года отсутствуют сведения о странице в сети Интернет, используемой заявителем для раскрытия информации.
Таким образом, ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг заявителя за четвертый квартал 2009 года, представленный ответчику 17 марта 2009 года, не раскрыт на странице в сети Интернет, используемой заявителем для раскрытия информации.
Согласно пункту 1.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг при опубликовании информации в сети Интернет, за исключением публикации в ленте новостей, эмитент может использовать сайт эмитента в сети Интернет. При опубликовании информации в сети Интернет эмитент обязан обеспечить свободный и необременительный доступ к такой информации, а также сообщать по требованию заинтересованных лиц адреса страниц, на которых осуществляется опубликование информации.
Вся информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с названным Положением и иными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг в сети Интернет, должна быть доступна в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами, на одной странице в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг ежеквартальный отчет составляется по итогам каждого квартала. Информация приводится эмитентом в ежеквартальном отчете по состоянию на дату окончания завершенного отчетного квартала, если иное не предусмотрено Приложением 10 к Положению. Ежеквартальный отчет предоставляется в регистрирующий орган не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года представлен в РО ФСФР в ЦФО 17 марта 2010 года, то есть с нарушением срока, установленного пунктом 5.6 Положения, и по форме не соответствующей требованиям, предъявляемым к форме представления ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.
Факт предоставления ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг за четвертый квартал 2009 года ответчику 17 марта 2010 года не оспаривается заявителем.
Таким образом, в действиях заявителя имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что им не производилось регистрация проспекта ценных бумаг и не осуществлялось публичное размещение своих акций, следовательно, действие Федерального закона "О рынке ценных бумаг" на него не распространяется, судами проверены и отклонены как несостоятельные и несоответствующие материалам дела.
Суды правильно указали, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях) распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента (пункт 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 года N 721), если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц (пункт 5.1 Положения).
Действие Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.
Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам (пункт 1.1 Положения).
Действие Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации (пункт 1.2 Положения).
Действие Положения не распространяется на Центральный банк Российской Федерации, а также на эмитентов государственных и муниципальных ценных бумаг.
Согласно плану приватизации Государственного предприятия "Павлово-Посадское топливное предприятие", утвержденного Комитетом по управлению имуществом Павлово-Посадского района Московской области 21.08.1993, указанное предприятие преобразовано в акционерное общество открытого типа.
В соответствии с вышеуказанным планом приватизации 49% акций заявителя подлежали свободной продаже, из них до 19,5% подлежало продаже на специализированном чековом аукционе.
Из выписки из протокола от 15 февраля 1994 года N 6 аукциона по продаже акций ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" следует, что в ходе проведения аукциона продано 536 акций.
Согласно пунктам 1.3, 5.4 "Положения о специализированных чековых аукционах" Приложения 2 к Распоряжению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 04 ноября 1992 года N 701-р, под чековым аукционом понимается продажа акций приватизируемых государственных и муниципальных предприятий на аукционе исключительно за приватизационные чеки. Победителями аукциона становятся все его участники, заявки которых удовлетворяются.
Таким образом, продажа 19,5% акций заявителя на чековом аукционе предполагала возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" была осуществлена в 1998 году.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы и о недоказанности вины заявителя в совершении вмененного правонарушения, так как заявителем не производилась регистрация проспекта ценных бумаг и не осуществлялась публичное размещение своих акций, которые опровергаются имеющимися в материалах дела документами и правомерно отклонены судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Не может служить таким основанием и довод заявителя о незаконности принятия ФСФР пункта 5.1 Положения.
Из преамбулы приказа Федеральной службы по финансовым рынкам, которым утверждено Положение, видно, что он принят в соответствии со статьей 30, пунктами 4, 12 и 13 статьи 42 и пунктом 3 статьи 51.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", статьей 92 Федерального закона "Об акционерных обществах" и Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 317.
Статьей 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" закреплено, что под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктами 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности; обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг; обеспечивает создание общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Таким образом, из данных законов видно, что федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен законодателем полномочиями по определению объема, состава и порядка раскрытия информации, которую эмитент обязан раскрывать, а также по обеспечению создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Согласно Положению о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 317, указанная Служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). К полномочиям Службы отнесено также обеспечение раскрытия информации в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт 5.14)
Поэтому Федеральная служба по финансовым рынкам имела право на утверждение Положения и закрепление в нем предписания, в том числе и предусмотренных пунктом 5.1 Положения.
Приказ ФСФР от 10 октября 2006 года N 06-117/пз-н "Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", утвержден Минюстом РФ 27 ноября 2006 года N 8532.
Руководствуясь ст. ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 05 июля 2010 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2010 года по делу N А41-15747/10 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Павлово-Посадское топливное предприятие" без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Агапов М.Р. |
Судьи |
Воронина Е.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.