г. Москва |
|
2 октября 2013 г. |
Дело N А40-94895/12-93-936 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Нечаева С.В.
судей: Федосеевой Т.В., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца: Петернина О.Н., дов. от 11.04.2012 N 98-Д
от ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации - Кунецова А.В., дов. от 04.02.2013 N 01-10-08/13, Федеральному агентству железнодорожного транспорта - Абдуллин Р.С., дов. от 25.09.2013 N 41/13/УУП
рассмотрев в судебном заседании 25 сентября 2013 года
кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 14 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление от 17 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Алексеевой Е.Б., Лящевским И.С., Седовым С.П.,
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 10377390085636, 109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9), Федеральному агентству железнодорожного транспорта,
третье лицо: Минтранс России,
о взыскании убытков в размере 263 227 435 руб. 70 коп.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Федеральная пассажирская компания" (истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации и Федеральному агентству железнодорожного транспорта с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации суммы убытков, причиненных в связи с неисполнением обязательства по возмещению в полном объеме расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования в 2011 году в размере 263 227 435 руб. 70 коп.
Решением от 14 февраля 2013 года Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением от 17 июня 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Федеральная пассажирская компания" убытки в размере 263 227 435 руб. 70 коп. В удовлетворении искового заявления к Федеральному агентству железнодорожного транспорта отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ответчик - Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции, постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятые с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Министерство финансов Российской Федерации, поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители истца, ответчика - Федерального агентства железнодорожного транспорта возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили оставить обжалуемые судебные акты в силе.
Третье лицо, надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направило, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Изучив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в 2011 году на основании публичного договора перевозки ОАО "Федеральная пассажирская компания", являющееся перевозчиком пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, осуществляло перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений
старше 10 лет с предоставлением льготы по оплате проезда в размере 50% от
установленного тарифа.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании отчетов о потерях в доходах за период с января по май, а также за период сентябрь и часть октября 2011 года ОАО "Федеральная пассажирская компания" были предоставлены субсидии на компенсацию потерь в доходах в размере 688 271 700 руб., однако компенсация потерь в доходах в полном объеме за 2011 год не была произведена; общая сумма потерь в доходах истца от предоставления льготы по оплате проезда обучающимся и воспитанникам образовательных учреждений за 2011 год составила 951 499 135 руб. 70 коп., которая подтверждается Реестрами проездных документов по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах.
С целью полной компенсации потерь в доходах ОАО "Федеральная пассажирская компания" в связи с предоставлением льгот ученикам и воспитанникам образовательных учреждений ОАО "ФПК" обращалось к начальнику Управления экономики и финансов Федерального агентства железнодорожного транспорта на основании обращения от 11.10.2011 г. N ИСХ.-8620/ФПК, а также директору Департамента экономики и финансов Министерства транспорта Российской Федерации на основании обращения от 11.10.2011 г. N ИСХ.-8621/ФПК.
Требования о компенсации расходов перевозчика в связи с предоставлением льгот по провозной плате ОАО "Федеральная пассажирская компания" не выполнены, расходы ОАО "Федеральная пассажирская компания", в связи с предоставлением льготы по оплате проезда обучающимся старше 10 лет в размере 263 227 435 руб. 70 коп., не возмещены.
Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению и возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиками расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Льгота по провозной плате обучающимся старше 10 лет была установлена постановлением Государственного комитета цен при Госплане СССР от 30.07.1966 г. N 203 "О сезонных тарифных льготах на проезд по железным дорогам пассажиров отдельных категорий". Данное постановление не противоречит Конституции РФ, действие данного акта не отменялось, каких-либо иных нормативных актов, устанавливающих указанные льготы, не принималось.
Во исполнение требований законодательства о компенсации потерь в доходах перевозчика от установления льгот по провозной плате было принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 1172 "О предоставлении субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования", которым приняты Правила предоставления указанных субсидий.
В силу п. 3,4,5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 1172, потери в доходах организации, возникающие в результате предоставления льготы по тарифам на перевозку школьников старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования, определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами организации, полученными в результате предоставления льготы по тарифам.
При определении потерь в доходах организации, возникающих при предоставлении льготы по тарифам на перевозку школьников старше 10 лет в фирменном скором или пассажирском поездах, стоимость проезда в таких поездах по маршруту следования пассажиров принимается равной стоимости проезда в скором или пассажирском поездах без учета коэффициента фирменности.
Предоставление субсидий осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, предусмотренные пунктом 1 настоящих Правил, и в соответствии с договором о предоставлении субсидий, заключаемым этим Агентством с организацией.
Для получения субсидии организация представляет ежемесячно, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, в Федеральное агентство железнодорожного транспорта отчет о потерях в доходах организации по форме согласно приложению.
В порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1172 между ОАО "Федеральная пассажирская компания" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта был заключен договор от 22.02.2011 N788д/ФПКФин-11-54/3 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах.
В соответствии с п. 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России N 30, продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда дальнего следования производится с помощью терминалов автоматизированной системы "Экспресс" и по ручной технологии.
В соответствии с приказом Минтранса России от 31.12.2010 N 311 "Об утверждении порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ открытого акционерного общества "Российские железные дороги" формирование отчетов по пассажирским перевозкам осуществляется ИВЦ (информационно-вычислительным центром) железной дороги на основании данных передаваемых АСУ "Экспресс".
Действие данного порядка распространяется на все субъекты естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок в соответствии с приказом Минтранса РФ от 26.12.2011 г. N 330.
Обстоятельства продажи билетов со скидкой в размере 50%, а также размер потерь в доходах ОАО "Федеральная пассажирская компания" подтверждаются Реестрами проездных документов, а также первичными документами (билетами) в электронном виде, по оказанным услугам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах в поездах.
Заявленная к взысканию сумма убытков рассчитана на основании представленных в суд реестров проездных документов по оказанным услугам и первичных документов (билетов). Данные реестры были представлены в Федеральное агентство железнодорожного транспорта, контррасчет представлен не был.
Представители ОАО "Федеральная пассажирская компания" и Федерального агентства железнодорожного транспорта в ходе судебного разбирательства подтвердили, что обязательства по выплате компенсации были выполнены Федеральным агентством железнодорожного транспорта в рамках договора от 22.02.2011 г. N 788д/ФПКФин-11-54/3 в пределах выполненных ассигнований.
Таким образом, заявленная по настоящему делу сумма расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате, является суммой, которой у Федерального агентства железнодорожного транспорта не было заложено для предоставления из федерального бюджета субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот, однако данное обстоятельство, вопреки доводам Министерства финансов Российской Федерации, не является основанием для освобождения Российской Федерации от исполнения обязательств по возмещению убытков организации, осуществляющей перевозку пассажиров, в отношении которых государством установлены льготы.
Согласно разъяснениям, данным в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, оказавшего услуги по льготным ценам. Публично-правовое образование может предотвратить возникновение у указанных организаций соответствующих убытков путем отмены или приостановления действия норм о тех или иных льготах, финансирование которых им не предполагается. Если действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (п. 4 ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и требования истца являются обоснованными по существу, суммы убытков могут быть взысканы с публично-правового образования независимо от того, предусмотрены ли соответствующие средства в законе о бюджете.
Как правильно указано судом, обязанность по возмещению ОАО "Федеральная пассажирская компания" расходов возникла в связи с установлением на федеральном уровне права обучающихся на льготный проезд. Следовательно, соответствующее обязательство Российской Федерации перед организацией, понесшей расходы, может быть прекращено только путем возмещения данных расходов в полном объеме. На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Поскольку действия по неисполнению обязательства по возмещению в полном объеме расходов, возникших в связи с установлением льгот по провозной плате обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом общего пользования в общих и плацкартных вагонах поездов дальнего следования в 2011 году, являются незаконными, то расходы, возникшие в связи с установлением указанных льгот, понесенные истцом, подлежат взысканию в качестве убытков за счет казны Российской Федерации.
В силу п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование. При удовлетворении соответствующего требования в резолютивной части решения суда должно быть указано на взыскание денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени субъекта Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Из положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 следует наличие у судов возможности в случае наличия споров по поводу того, какой государственный орган является главным распорядителем бюджетных средств, в качестве представителя публично-правового образования привлечь финансовый орган публично-правового образования.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, являющегося финансовым органом и главным распорядителем бюджетных средств Российской Федерации, и отказал в удовлетворении исковых требований к Федеральному агентству железнодорожного транспорт.
Суд кассационной инстанции находит правильным применение судом положений статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации при недостаточности выделенных средств за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях Президиума от 23.04.2007 г. N 147/07, от 05.02.2008 г. N 16069/07, от 05.02.2008 г. N 12479/07, от 23.06.2009 г. N 2992/09, от 25.01.2011 г. N 9621/10, от 26.04.2011 г. N 17828/10, под расходами предприятий общественного транспорта понимается не полученная с пассажиров, которым предоставлены льготы, провозная плата; предъявляемые транспортными предприятиями расходы в связи с перевозкой отдельных категорий граждан, в соответствии со статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом и должны быть подтверждены документально.
Выводы суда основаны на результатах оценки доказательств, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах, при этом в силу положений части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд исходил из такой степени достаточности доказательств, которая позволяла сделать однозначный вывод относительно подлежащих установлению по делу обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, а поэтому они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Переоценка установленных судом первой или апелляционной инстанций обстоятельств и доказательств по делу находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2013 года по делу N А40-94895/12-93-936 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
С.В. Нечаев |
Судьи |
Т.В.Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.