г. Москва |
|
04 октября 2013 г. |
Дело N А41-55247/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АРГО" - Козлов А.В., доверенность от 24.04.2013;
от Комитета Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью - Кожевников С.А., доверенность от 22.01.2013 N 25/13
рассмотрев 01 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АРГО"
на решение от 21 мая 2013 года
Арбитражного суда Московской области,
принятое судьёй Афанасьевой М.В.,
на постановление от 05 августа 2013 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-55247/12
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "АРГО" (ОГРН 1037733034723, ИНН 7733176600)
к Комитету Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью (ОГРН 1125024004687, ИНН 5024129242)
о признании действий по истребованию сведений и документов, указанных в требовании 50 МС N 07/0064/12 от 30.12.2012 незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания АРГО" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету Московской области по долевому строительству, ветхому и аварийному жилью (далее - комитет) о признании незаконными действий по истребованию сведений и документов, указанных в требовании 50 МС N 07/0064/12 от 30.12.2012.
Решением суда от 21.05.2013, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2013, в удовлетворении требований общества отказано.
Законность судебных актов проверена по кассационной жалобе общества, которое просит об их отмене, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, не исследование судами обстоятельств дела, и удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу комитетом не представлен.
В заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы жалобы, представитель комитета возражал относительно них по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах.
Выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального, процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является инвестором-застройщиком, осуществляющим строительство объекта - многоквартирного жилого дома по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, кв. 20, д. 1, с привлечением денежных средств граждан.
Комитетом выдано в адрес заявителя требование от 30.10.2012 N 07/0064/12 о предоставлении в срок до 06.11.2012 документов по объекту строительства - Московская область, г. Ивантеевка, ул. Хлебозаводская, кв. 20, д. 1, а именно: карточки счета 71 "Подотчетные лица" за период с 01.01.2008 по 30.06.2012.
Посчитав требование комитета незаконными, нарушающими права и интересы, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив имеющиеся в деле доказательства с учетом требований статьи 71 АПК РФ, суды пришли к выводу о том, что в данном случае реализация полномочий должностного лица по контролю за деятельностью застройщиков, касающейся привлечения и целевого использования денежных средств участников долевого строительства, напрямую связана с процессом проведения конкретных поверочных мероприятий посредством анализа и исследования документов, перечисленных в Перечне документов, утвержденных Постановлением Правительства Московской области от 20.09.2010 N 794/43, в частности в пункте 13, а именно документов, подтверждающих привлечение денежных средств граждан для строительства (учетная политика, оборотно-сальдовая ведомость по счету, карточка счета, первичные учетные документы) и отказали обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по истребованию сведений и документов, указанных в требовании 50 МС N 07/0064/12 от 30.12.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об участии в долевом строительстве) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, а также устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Согласно частям 1, 2 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Постановлением Правительства Московской области от 06.06.2012 года N 779/19 утверждено Положение о Комитете Московской области по долевому жилищному строительству, ветхому и аварийному жилью, согласно пунктам 1, 12.2 которого, комитет является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, переселения граждан из аварийных многоквартирных жилых домов, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в указанных сферах деятельности. В полномочия комитету входит осуществление контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Московской области.
В силу части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Наделение законодателем контролирующего органа названными функциями обусловлено, прежде всего, предметом регулирования Закона, в частности обеспечением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.
Таким образом, в данном случае, истребование комитетом у заявителя карточки счета 71 "Подотчетные лица" за период с 01.01.2008 по 30.06.2012 является законным, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку действия комитета обусловлены полномочиями по контролю за деятельностью общества, как застройщика, касающейся привлечения и целевого использования денежных средств участников долевого строительства, напрямую связана с процессом проведения конкретных поверочных мероприятий посредством анализа и исследования документов, перечисленных в пункте 13 Перечня документов, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 20.09. 2010 года N 794/43, подтверждающих привлечение денежных средств граждан для строительства.
Довод заявителя о том, что истребование комитетом карточки счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" является неправомерным, поскольку данный документ не содержится в Перечне и не отражает привлеченные денежные средства, был рассмотрен судами и правомерно отклонен со ссылкой на пункт 13 Перечня, в котором перечислены документы, которые вправе запрашивать контролирующий орган, в том числе, карточка счета.
При этом, как правильно указали суды, значащаяся в данном Перечне карточка счета, ввиду отсутствия конкретизации счета включает в себя, в том числе, и карточку счета 71.
Ссылка заявителя на то обстоятельство, что направление комитетом требования в нарушение положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повлекло за собой необоснованное привлечение заявителя к административной ответственности, что нарушило его законные права, также рассмотрена судами и отклонена, как несостоятельная, со ссылкой на то, что действие Комитета по вручению обществу требования не подпадает под действие данного Закона, а регулируется иными нормативно-правовыми актами.
При этом факт привлечения общества к административной ответственности не является предметом рассматриваемого спора и не свидетельствует о нарушении законных прав общества действиями по направлению в его адрес требования с учетом того, что эти действия признаны судом законными.
Доказательства нарушения действиями комитета прав и законных интересов заявителя в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы опровергаются имеющимися в материалах дела документами, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела в силу положений главы 35 АПК РФ не относится к компетенции суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 мая 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 05 августа 2013 года по делу N А41-55247/12 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.