город Москва |
|
10 октября 2013 г. |
Дело N А40-152689/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Зверевой Е.А., Стрельникова А.И.
при участии в заседании:
от истца ОАО "53 ЦПИ": Селивановой Е.А. (дов. N 1-9/4-341 от 20.10.2012 г.);
от ответчика Министерства обороны Российской Федерации: Корзинкина А.А. (дов. N 212/2/202 от 20.05.2013 г.);
от третьего лица Управления Росреестра по Москве: не явились, извещены;
от третьего лица Росимущества: не явились, извещены;
рассмотрев 07 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "53 ЦПИ"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2013 г.,
принятое судьей Махалкиным М.Ю.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 г.,
принятое судьями Барановской Е.Н., Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.
по делу N А40-152689/2012
по иску открытого акционерного общества "53 Центральный проектный институт" (ОГРН 5107746057051; 119021, г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 18, стр. 3)
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284; 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19)
о признании права собственности на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; 115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15); Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН 1087746829994; 109012, г. Москва, Никольский пер, д. 9)
УСТАНОВИЛ: открытое акционерное общество "53 Центральный проектный институт" (далее - ОАО "53 ЦПИ", общество, истец) создано путем преобразования Федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 1359 от 15 сентября 2008 г. "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и Постановлением Правительства Российской Федерации N 875 от 22 ноября 2008 г. "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис" и является его правопреемником.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 439 от 19 мая 2009 г. "Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса Федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации", в который включен, в том числе земельный участок площадью 0,08 га по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, стр. 1 (далее - Приказ Министра обороны N 439 от 19 мая 2009 г.).
Указанное имущество передано ОАО "53 ЦПИ" по передаточному акту подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "53 Центральный проектный институт Министерства обороны Российской Федерации" от 29 мая 2009 г. (далее - Передаточный акт от 25 мая 2009 г.).
Полагая, что на основании Приказа Министра обороны N 439 от 19 мая 2009 г. и Передаточного акта от 25 мая 2009 г. у ОАО "53 ЦПИ" возникло право собственности на указанный земельный участок, ОАО "53 ЦПИ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России, ответчик) о признании права собственности на земельный участок, площадью 0,08 га, расположенный по адресу: г. Москва, Комсомольский проспект, д. 18, стр. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "53 ЦПИ" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок приватизации имущества.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "53 ЦПИ" поддержал доводы кассационных жалоб, представитель Министерства обороны Российской Федерации не возражал против ее удовлетворения.
Представители третьих лиц в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права.
Иск о признании права является способом восстановления и защиты нарушенного права.
Основаниями приобретения права собственности являются те юридические факты, с которыми закон связывает возникновение этого права. Для приобретения права собственности необходимо существование вещи, которая может быть собственностью данного лица, выражение его воли приобрести в собственности эту вещь и другие предусмотренные законом обстоятельства.
Согласно абзацу 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 5 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", акционерное общество, созданное в процессе преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
Пунктом 5 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
В силу пункта 4 статьи 28 названного закона при приватизации расположенных на неделимом земельном участке частей зданий, строений и сооружений, признаваемых самостоятельными объектами недвижимости, с покупателями такого имущества заключаются договоры аренды указанного земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора в порядке, установленном законодательством.
Собственники указанных в настоящем пункте объектов недвижимости вправе одновременно приобрести в общую долевую собственность земельный участок после приватизации всех частей зданий, строений и сооружений, расположенных на этом земельном участке.
Размер доли в праве собственности на земельный участок определяется пропорционально отношению площади соответствующей части здания, строения или сооружения к общей площади здания, строения или сооружения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что спорный земельный участок не сформирован и не прошел государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства, в связи с чем не может являться объектом права собственности.
Доказательств того, что спорный земельный участок учтен в государственном кадастре недвижимости истцом суду первой и апелляционной инстанции представлено не было.
Кроме того, судами установлено, что истцом было приватизировано не все здание, расположенное по адресу: г. Москва, Комсомольмский проспект, д. 18, стр. 1 на спорном земельном участке, а лишь часть его помещений, которые находятся на разных этажах и в разных частях здания.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
При этом ссылка истца в кассационной жалобе на неверное указание судами расчета относительно площади застройки здания, занимаемого истцом, не может служить основанием для отмены судебных актов, поскольку указанная ошибка не привела к принятию неправильного решения.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05 апреля 2013 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 г. по делу N А40-152689/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "53 ЦПИ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
Е.А.Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2013 г. N Ф05-11746/13 по делу N А40-152689/2012