г. Москва |
|
17 октября 2013 г. |
Дело N А40-14870/13-154-145 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Ворониной Е. Ю., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ООО "Страховое общество Юнион" - Караваева М.А. - дов. от 10.02.2013 г. N б/н
от ответчика Служба Банка России по финансовым рынкам - Кутейников А.А. - дов. от 02.09.2013 г. N 357
рассмотрев 17 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Страховое общество Юнион"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 06 мая 2013 года,
принятое судьёй А.В. Полукаровым,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 18 июля 2013 года,
принятое судьями Е.В. Пронниковой, А.Р. Хвощенко, И.Б. Цымбаренко,
по заявлению ООО "Страховое общество Юнион" (ОГРН 1027739515308)
о признании незаконным постановления Федеральной службы по финансовым рынкам от 20.12.2012 N 12-581/пн, касающегося привлечения к административной ответственности, установленной статьёй 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Страховое общество Юнион" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России, административный орган) от 20.12.2012 г. N 12-581/пн о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.05.2013 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, удовлетворив заявленные требования в полном объеме.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в поданной жалобе. Полагает принятые судебные акты незаконны и не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Представитель административного органа против доводов жалобы возражал, отметив законность принятых судебных актов. Просит оставить принятые решение и постановление без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором выражается несогласие с изложенной обществом позицией.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, общество является страховой организацией и осуществляет свою деятельность на основании лицензии С N 373850.
Согласно пункту 1 статьи 28 Закона РФ от 27.11.1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщики ведут бухгалтерский учет, составляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность, статистическую отчетность, а также иную отчетность, необходимую для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности.
Пунктом 4 данной нормы установлено, что страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Закона субъекты страхового дела обязаны, в том числе, представлять установленную отчетность о своей деятельности, информацию о своем финансовом положении.
На основании Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 20.03.2009 г. N 28н "О форме статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-__ 20__года" и порядке ее составления и представления" (действовавшего в рассматриваемый период) форма N 1-С составляется страховыми организациями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации и получившими лицензию на осуществление страховой деятельности. Страховые организации, имеющие филиалы, составляют форму N 1-С, включая данные по всем имеющимся филиалам.
Страховые организации представляют форму N 1-С в ФСФР России и ее территориальные органы, осуществляющие надзор на территории по месту нахождения данной страховой организации, ежеквартально: за первый квартал - не позднее 15 апреля, за первое полугодие - не позднее 15 июля, за 9 месяцев - не позднее 15 октября, за год - не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Форма N 1-С представляется в адрес каждого получателя в одном экземпляре на бумажном оригинале (ксерокопии не принимаются) и в виде одного xml- файла по электронной почте, обеспечивающего считывание и контроль показателей отчетности.
Дата представления формы N 1-С на бумажном оригинале определяется по дате фактической передачи ее в ФСФР России и ее территориальные органы либо по дате ее почтового отправления в адрес соответствующего получателя.
В тех случаях, когда последний календарный день, установленный для представления формы N 1-С, приходится на нерабочий (выходной) день, сроком представления формы N 1-С считается первый рабочий день, следующий за ним.
Таким образом, общество обязано было представить в административный орган форму статистической отчетности N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-сентябрь 2012 года" не позднее 30.10.2012 г., что им сделано не было ни на бумажном носителе, ни в виде электронного документа.
По данному факту ФСФР России 06.12.2012 г. составлен протокол об административном правонарушении N 12-778/пр-ап, а 20.12.2012 г. вынесено постановление N 12-581/пн, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 19.7.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Посчитав вынесенное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В соответствии со статьей 19.7.3 КоАП РФ непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориальный орган отчетов, уведомлений и иной информации, предусмотренной законодательством и необходимой для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление информации не в полном объеме и (или) недостоверной информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
Судами установлено и подтверждено материалами дела, что в предусмотренные действующим законодательством сроки, общество не представило в ФСФР России отчет по форме N 1-С за период январь-сентябрь 2012 года.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом принимались меры по соблюдению требований действующего законодательства в материалы дела в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Ссылка подателя жалобы на то, что общество уведомило ФСФР России о невозможности своевременного предоставления отчетности, исследована судами и обоснованно отклонена, поскольку такое уведомление направлено в адрес административного органа 22.11.2012 г., то есть после выявления факта допущенного нарушения.
Позиция общества о том, что оно не было извещено о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, а также о том, что копия протокола в его адрес не направлялась, исследовался судами и обоснованно отклонен как не основанный на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Из материалов дела видно, что законный представитель общества определением административного органа от 07.12.2012 г. был извещен о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в его адрес были направлены телеграммы от 10.12.2012 г., которыми представитель организации вызывался на 11.12.2012 г. для участия в рассмотрении дела об административном правонарушении. В связи с отсутствием сведений об извещении законного представителя общества, ФСФР России определением от 11.12.2012 г. отложило рассмотрение дела на 20.12.2012 г., о чем общество также было уведомлено телеграммами от 12.12.2012 г. которые не были вручены последнему по причине отсутствия организации по указанным адресам.
Доводы кассационной жалобы относительно неправомерного оставления судами без внимания материального положения общества, отклоняются судом кассационной инстанции как неосновательные. Норма части 3 статьи 4.1 КоАП РФ применена административным органом при принятии оспариваемого по делу постановления, административный штраф назначен обществу в размере меньше верхнего предела, установленного санкцией статьи 19.7.3 КоАП РФ.
Ссылка общества на малозначительность совершенного правонарушения, отклоняется судом кассационной инстанции.
Вопрос о малозначительности совершенного правонарушения определяется в силу требований статьи 2.9 КоАП РФ судьей, органом, должностным лицом, уполномоченными решать дело об административном правонарушении с учетом разъяснений, данных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Вопрос о том, является ли совершенное деяние малозначительным, решается вышеуказанными лицами с учетом всех его субъективных и объективных признаков (места, способа совершения, характера вины и т.п.).
В рассматриваемой ситуации суды с учетом характера совершенного правонарушения, а также установленной законом меры ответственности, не нашли оснований полагать, что данное правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судом правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 с 01 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) упраздняется.
Полномочия ФСФР России по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01 сентября 2013 года на основании Федерального закона от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ передаются Банку России.
Для обеспечения исполнения Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков с 01 сентября 2013 года образуется Служба Банка России по финансовым рынкам.
Согласно части 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, суд считает необходимым произвести правопреемство Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) на Службу Банка России по финансовым рынкам.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести правопреемство Федеральной службы по финансовым рынкам на Службу Банка России по финансовым рынкам.
Решение Арбитражного суда города Москвы от 06 мая 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2013 года по делу N А40-14870/13-154-145 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
Е.Ю.Воронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.