город Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А40-13713/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Некоммерческого партнерства содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве": не явились, извещены;
от ответчика Министерства регионального развития Российской Федерации: Стародубец Л.Н. (дов. N 30-С от 18.12.2013 г.);
от ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации: Баскиной К.Ю. (дов. N 24-С от 31.07.2014 г.);
рассмотрев 09 октября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Некоммерческого партнерства содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2014 г.,
принятое судьей Корогодовым И.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 г.,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Лепихиным Д.Е.
по делу N А40-13713/2014
по иску некоммерческого партнерства "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве"
к Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
о признании незаконными бездействия, действий
УСТАНОВИЛ: некоммерческое партнерство содействия развитию инженерно-изыскательной отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве" (далее - "АИИС", заявитель) разрабатывает и утверждает требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, стандарты "АИИС", устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ, правила саморегулирования, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности членов "АИИС", за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (подпункты 4.2 - 4.3 пункта 4 Устава "АИИС"); осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов "АИИС" и правил саморегулирования (подпункт 2.1 пункта 2 Устава "АИИС"), а также применяет к своим членам меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные Градостроительным кодексом, настоящим Уставом и внутренними документами "АИИС" в случае нарушений при соблюдении требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий (подпункт 2.3 пункта 2, подпункт 5.1 пункта 5 Устава "АИИС").
Постоянно действующим коллегиальным органом контроля за осуществлением предпринимательской или профессиональной деятельностью членов "АИИС" является Контрольная комиссия, статус которой определяется положением о ней, утвержденном решением Координационного совета "АИИС" (протокол N 3 от 24 февраля 2009 г.).
При необходимости специальных знаний в состав Контрольной комиссии входят эксперты в соответствующей области (часть 3 статьи 5 Положения о Контрольной комиссии "АИИС").
В связи с тем, что для полноценного функционирования Контрольной комиссии "АИИС" необходимо обеспечить наличие в штате экспертов, которые привлекаются из числа представителей членов "АИИС", органов, должностных лиц и штатных сотрудников "АИИС", заявителем были направлены представители на аттестацию для получения статуса эксперта и права подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Согласно плану аттестационных сессий, аттестация была назначена Министерством регионального развития Российской Федерации на 26 июня 2013 г.
По итогам прохождения 26 июня 2013 г. аттестации в форме тестирования претендентам от "АИИС" было отказано в выдаче квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Ссылаясь на то, что аттестация от 26 июня 2013 г. с участием претендентов "АИИС" проведена с нарушением закона, "АИИС" обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании незаконным бездействия Министерства регионального развития Российской Федерации, выразившееся в неутверждении вопросов для устного экзамена, вопросов для тестирования и ответов на них по направлениям деятельности на 2013 год (на период 26 июня 2013 г.), согласно пункту 26 положения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"; о признании незаконными действий Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившиеся в проведении 26 июня 2013 аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в нарушении пункта 26 Положения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий"; об обязании Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в установленный судом срок сформировать и утвердить аттестационные вопросы на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в соответствии с пунктом 26 Положения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 "О порядке аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе "АИИС" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство регионального развития Российской Федерации просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не поступил.
На основании распоряжения И.о. председателя судебного состава от 01 октября 2014 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (болезнь судьи), произведена замена председательствующего-судьи Крекотнева С.Н. на судью Ананьину Е.А.
В заседании кассационной инстанции представители Министерства регионального развития Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации против удовлетворения кассационной жалобы возражали, ссылаясь на соблюдение судом норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемых судебных актов.
Представители "АИИС" в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей ответчиков, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок аттестации на право подготовки заключений государственной и негосударственной экспертизы (далее - экспертиза) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, переаттестации на право подготовки указанных заключений, продления срока действия квалификационного аттестата и аннулирования его действия (далее - аттестация) (вместе с "Положением об аттестации на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий") установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 г. N 271 (далее - Положение N 271).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения N 271 аттестация на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий проводится Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6 и 26 Положения N 271 вопросы для устного экзамена, вопросы для тестирования и ответы на них формируются по направлениям деятельности и утверждаются приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации не реже 1 раза в год.
Вопросы для устного экзамена, вопросы для тестирования и ответы на них утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 18 мая 2012 г. N 206.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 637 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам Министерства регионального развития Российской Федерации" установлено, что Министерство регионального развития Российской Федерации проводит аттестацию (переаттестацию) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий до 01 октября 2012 г.
В соответствии с пунктом 5.4.11 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 г. N 670, проведение аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий было отнесено к сфере исключительной компетенции Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Пунктом 2 указанного положения было установлено, что Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству находится в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации.
В связи с фактической передачей полномочий по проведению аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в ведение Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Министерство регионального развития Российской Федерации не вправе осуществлять функции, связанные с утверждением вопросов для проведения указанной аттестации (переаттестации).
Следовательно, к компетенции Министерства регионального развития Российской Федерации, начиная с 01 октября 2012 г. до настоящего времени, не относятся вопросы, связанные с проведением аттестации (переаттестацией) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
Ответственным государственным органом в сфере проведения аттестации (переаттестации) физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий в 2013 год являлось Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Указ Президента Российской Федерации от 01 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации", которым Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству был преобразован в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и выведен из подчинения Министерства регионального развития Российской Федерации.).
Таким образом, функции по формированию вопросов по устному экзамену, вопросы для тестирования и ответы на них формируются и утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о том, что оспариваемые действия и бездействие не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом суды указали на отсутствие доказательств в подтверждение факта того, что поименованные в заявленных требованиях действия либо бездействие ответчиков явилось основанием для неполучения представителями "АИИС" квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда, сделанных на основании имеющихся в материалах дела доказательствах.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, а излагается несогласие с выводом судов.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16 апреля 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 г. по делу N А40-13713/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Некоммерческого партнерства содействия развитию инженерно-изыскательской отрасли "Ассоциация Инженерные изыскания в строительстве" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.