город Москва |
|
29 октября 2013 г. |
Дело N А40-39634/12-127-398 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Зверевой Е.А., Кобылянского В.В.,
при участии в заседании:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: от Минобороны России: Прилуцкий А.В., доверенность от 20.05.2013 N 212/2/197; от ТУ Росимущества в городе Москве: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 22 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца - ОАО "РЭУ"
на решение от 28 февраля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Никоновой О.И.,
на постановление от 13 июня 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Лаврецкой Н.В., Левченко Н.И., Сазоновой Е.А.,
по делу N А40-39634/12-127-398
по иску открытого акционерного общества "Ремонтно-эксплуатационное управление" (ОГРН: 1097746358412)
о признании права собственности на недвижимое имущество
к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН: 1097740349525),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "РЭУ") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве), Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) о признании права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, общей площадью 583,6 кв.м, количество этажей - 1 (один), инвентарный номер (ранее присвоенный учетный номер) - 45:268:002:000102840, расположенное по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, стр. 3.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 года в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2013 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "РЭУ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Истец, ответчик - ТУ Росимущества в городе Москве, третьи лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ответчика - Минобороны России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Минобороны России, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, ФГУП "РЭУ МО РФ" в 2009 году было реорганизовано путем преобразования в открытое акционерное общество в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 N 875 "О мерах по реализации указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис". Правопреемником ФГУП "РЭУ МО РФ" является ОАО "РЭУ".
ОАО "РЭУ", настаивая на иске о признании права собственности на нежилое здание, общей площадью 583,6 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, стр. 3, указало на наличие передаточного акта от 29.05.2009 подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "РЭУ МО РФ", согласно которому Минобороны России сдало, а ОАО "РЭУ" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс реорганизованного федерального государственного унитарного предприятия. В передаточном акте указано и здание (адрес: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, стр. 3, 583,6 кв.м, 1 эт., год постройки - 1976 год) (стр. 5 Передаточного акта от 29.05.2009).
По данным истца, результатом обращения ОАО "РЭУ" в июне 2010 года в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, стр. 3, стали сообщения от 14.10.2011 N N 12/019/2010/481, 486, 487, 492 12/020/2010-366, 398, 401, 404, 407, 409 об отказе в государственной регистрации права по причине отсутствия зарегистрированного права хозяйственного ведения на вышеуказанное имущество за ФГУП "РЭУ МО РФ".
18.06.2009 была внесена запись о прекращении деятельности ФГУП "РЭУ МО РФ" в Единый государственный реестр юридических лиц.
Указанные обстоятельства послужили основанием для предъявления рассматриваемого иска.
Как следует из материалов дела и установлено судами, распоряжением исполкома Мосгорсовета от 05.06.1970 Министерству обороны СССР был выделен земельный участок в Аминьево-Очаково, площадью около 41 га, под строительство складских помещений, гаража, помещения для охраны, контрольно-пропускного пункта.
Суды указали, что представлен акт ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта "База автотранспорта и механизации ГлавКЭУ МО РФ (Очаково) от 30.06.2005 ГУП "1598 БАМ 7ПСУ ГлавКЭУ МО РФ", в том числе склад технического имущества, площадью 583,6 кв.м, (металлический).
Из передаточного акта от 12.12.2005 следует, что ГУП "1598 БАМ 7ПСУ ГлавКЭУ МО РФ" передало ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" основные средства согласно приложению N 1, при этом последнее в материалы дела не представлено.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 30.06.2008 N 239/25 правообладателем является ФГУП "Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации" на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11.03.2003 N 1123-р и передаточного акта от 12.12.2005.
Из выписки из ЕГРП от 17.07.2012 нежилое помещение, площадью 583,6 кв.м, по адресу: г. Москва, Очаковское шоссе, вл. 3, стр. 3, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (запись регистрации N 77-77-13/008/2009 от 10.09.2009).
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьей 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 указанного Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия. Государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (статья 294 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Суды указали, что доказательства, подтверждающие ранее возникшее право хозяйственного ведения ФГУП "РЭУ МО РФ" спорным объектом недвижимого имущества, в материалы дела не представлены, передаточный акт от 29.05.2009 суды обоснованно не признали в качестве основания возникновения права хозяйственного ведения ФГУП "РЭУ МО РФ" спорным недвижимым имуществом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Как правомерно указали суды, утверждая о наличии права хозяйственного ведения на объект у ФГУП "РЭУ МО РФ" после 2005 года, истец должен был представить доказательства регистрации права. Доказательства, свидетельствующие о возникновении у ФГУП "РЭУ МО РФ" права хозяйственного ведения спорным недвижимым имуществом до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в материалах настоящего дела отсутствуют.
Доказательства регистрации права хозяйственного ведения ГУП "1598 БАМ 7ПСУ ГлавКЭУ МО РФ", а также перехода права к ФГУП "РЭУ МО РФ" в материалах дела отсутствуют.
Кассационная коллегия считает, что поскольку не представлены доказательства принадлежности спорного объекта на праве хозяйственного ведения подведомственному Минобороны России федеральному государственному унитарному предприятию (ФГУП "РЭУ МО РФ"), суды, руководствуясь статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 37 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", установившим право собственника имущества, находящегося в государственной собственности, распоряжаться имуществом, пришли к правомерному выводу об отсутствии у Минобороны России полномочий принимать решение о приватизации спорного недвижимого имущества путем издания Министром обороны Российской Федерации приказа от 25.05.2009 N 470.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2013 года по делу N А40-39634/12-127-398 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "РЭУ" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.А. Зверева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.