город Москва |
|
30 октября 2013 г. |
Дело N А40-5690/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Зверевой Е.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца - Мескина А.В., Охотская Н.Ю. - единая доверенность б/номера от 04.09.2013 года;
от ответчика - Арутюнова Д.Г., доверенность N ДГИ-Д-160/13 от 27.02.2013 года,
рассмотрев 23 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ООО "Максана М"
на решение от 04 апреля 2013 года
Арбитражного суда г. Москвы,
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
на постановление от 08 июля 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М., Поповым В.И.,
по заявлению ООО "Максана М" (ОГРН 1027739288257, 123557, г. Москва, ул. Климашкина, д. 21, стр. 1)
к Департаменту имущества города Москвы (ОГРН 1027700149410, 127006, г. Москва, Каретный ряд, д. 2/1)
об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Максана М" обратилось с заявлением к Департаменту имущества города Москвы об оспаривании бездействия в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридических действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в отношении нежилого помещения площадью 117, 7 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Климашкина, д. 21; обязании ответчика обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества, принять решение об условиях его приватизации и передать заявителю проект договора купли-продажи указанного объекта недвижимости.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 апреля 2013 года в удовлетворении данного заявления было отказано (л.д. 82-84).
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года указанное решение было оставлено без изменения (121-122).
В кассационной жалобе ООО "Максана М" просит решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования в полном объеме, поскольку считает их незаконными и необоснованными. В жалобе указывается о том, что при принятии решения и постановления судом, по мнению заявителя, были нарушены нормы материального и процессуального права, в том числе ст.ст. 4, 9 ФЗ от 22.07.2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства", а также не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений. В заседании судебной коллегии представитель заявителя настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
В суде кассационной инстанции представитель ответчика полагал правомерным оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к заключению, что решение и постановление подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.06.2012 г. в адрес Департамента имущества города Москвы поступило заявление от ООО "Максана М" по вопросу выкупа арендуемого помещения площадью 117,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Москва, ул. Климашкина, д.21 (вх. 41763/12 от 05.06.2012 г.). 23.07.2012 г. обществу был дан ответ (исх. N 05-05-19354 от 23.07.2012 г.), в котором разъяснено о необходимости представления документов для принятия решения о приватизации нежилого помещения в рамках реализации преимущественного права выкупа ООО "Максана М". Указанный ответ был получен ООО "Максана М", что подтверждается письмом заявителя, направленным в ДИГМ 04.09.2012 г. (вх. N 67559/12 от 10.09.2012 г.). По данному обращению ООО "Максана М" Департамент направил ответ (исх.N 05-05-26634 от 02.10.2012 г.), в котором сообщалось о подготовке приватизационного дела по выкупу арендованных помещений. 22.10.2012 г. ООО "Максана М" обратилось с заявлением в ДИГМ (вх. N 79935/12 от 22.10.2012 г.) о приобщении к заявлению от 05.06.2012 г. N 41763/12 пакета документов. Департамент имущества города Москвы письмом от 23.11.2012 г. исх. N 05-05-32495 сообщил, что связи с тем, что ООО "Максана М" не смогло представить в инициативном порядке указанные документы, т о в настоящее время Управление казны Департамента формирует приватизационное дело по выкупу вышеуказанного помещения: направлены соответствующие запросы в Бюро технической инвентаризации, в Управление по ЦАО Главного управления МЧС России по г.Москве и в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии. По мере поступления документов будет принято решение о возможности приватизации вышеуказанного объекта недвижимости в соответствии с действующим законодательством. О принятом решении ООО "Максана М" будет проинформировано дополнительно. Поскольку со дня подачи настоящего заявления в арбитражный суд ответчик так и не совершил никаких действий - более одного года, - то ООО "Максана М" и обратилось с настоящими требованиями, в которых, однако, было отказано, что подтверждается решением и постановлением по делу. При этом в обоснование принятия решения об отказе в иске суд в обжалуемых решении и постановлении указал о том, что поскольку указанными письмами подтверждается факт совершения Департаментом действий, свидетельствующих о рассмотрении заявления о выкупе заявителем испрашиваемых помещений, то оснований для удовлетворения поданного заявления, якобы, не имеется.
Однако судебная коллегия не может в настоящее время согласиться с указанными решением и постановлением по следующим основаниям.
Так, в соответствии со ст. 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые арбитражным судом решение и постановление должны быть законными, обоснованными и мотивированными. Из ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вытекает, что в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом, а также доказательства, на которых были основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, в том числе мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле, включая законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В ст.ст. 3, 4, ч. 3 ст. 9 ФЗ от 22.07.2008 года "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства" указано, что субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При этом орган государственной власти субъектов Российской Федерации или орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее - уполномоченный орган), в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предусматривает в решениях об условиях приватизации государственного или муниципального имущества преимущественное право арендаторов на приобретение арендуемого имущества с соблюдением условий, установленных статьей 3 настоящего Федерального закона. Причем в течение десяти дней с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", уполномоченные органы направляют арендаторам - субъектам малого и среднего предпринимательства, соответствующим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, копии указанного решения, предложения о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества (далее - предложение) и проекты договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера. При этом государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера. В случае согласия субъекта малого или среднего предпринимательства на использование преимущественного права на приобретение арендуемого имущества договор купли-продажи арендуемого имущества должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения указанным субъектом предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ уполномоченного органа в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. В случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлен срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, предусмотренный статьей 5 настоящего Федерального закона, применяется срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, равный трем годам. При этом субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям (далее - заявитель), по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным статьей 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества (далее - заявление), не включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Кроме того, заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что: арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение пяти и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления. При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества. В случае, если заявитель не соответствует установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, судебная коллегия находит, что названные выше нормы права при принятии обжалуемых решения и постановления были соблюдены судом не в полном объеме. В подтверждение изложенного следует указать о том, что суд, признавая факт необоснованности поданного ООО "Максана М" заявления, вместе с тем не выяснил вопроса о том, а были ли соблюдены Департаментом городского имущества города Москвы процессуальные сроки для дачи окончательного ответа по данному заявлению, установленные п. 3 ст. 9 Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 года, а также не уточнил того обстоятельства, а вправе ли был ответчик в силу названного выше закона истребовать у истца различные документы, перечисленные в письмах, направленных последнему.
Кроме того, суд не дал никакой оценки и тому обстоятельству, а вправе ли был ответчик в процессе рассмотрения настоящего дела решать вопросы о включении и не включении в реестр спорного объекта недвижимости с учетом заявленного предмета искового требования, а также положений, содержащихся в ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, поскольку указанные вопросы не получили в принятых решении и постановлении надлежащего исследования и правовой оценки, хотя таковая была в силу статей 15, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходима, то судебная коллегия не может в настоящее время признать их законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене. При новом рассмотрении суду необходимо будет учесть изложенное выше и разрешить судьбу заявленных требований с учетом должной проверки в ходе судебного разбирательства всех собранных по делу доказательств.
А поэтому, руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда гор. Москвы от 04 апреля 2013 года и постановление от 08 июля 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда года по делу N А40-5690/13 отменить и дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд гор. Москвы.
Председательствующий судья |
А.И.Стрельников |
Судьи |
В.В.Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.