г. Москва |
|
5 ноября 2013 г. |
Дело N А41-56166/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Латыповой Р. Р., Туболец И. В.,
при участии в заседании:
от заявителя ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" - Шомирзоев А.Ш. - дов. от 12.12.2012 г. N 130
от ответчика Администрация Волоколамского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)от Комитета по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 29 октября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Красногорский завод им. С.А. Зверева" (ОГРН 1025002863247)
на решение Арбитражного суда Московской области
от 15 марта 2013 года,
принятое судьёй Ю.Г. Богатиной,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда
от 22 июля 2013 года,
принятое судьями Е.А. Мищенко, Е.Н. Виткаловой, Е.Е. Шевченко,
по заявлению Открытого акционерного общества "Красногорский завод им. С.А. Зверева"
об оспаривании бездействия Администрации Волоколамского муниципального района Московской области, связанного с не предоставлением в собственность земельного участка,
второе заинтересованное лицо - Комитет по управлению имуществом Администрации Волоколамского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее -Администрация), Комитету по управлению имуществом администрации Волоколамского муниципального района Московской области (далее - Комитет) с требованием о признании незаконным бездействия Администрации в связи с непредоставлением в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47 800 000 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Волоколамский район, территории совхоза "Болычево"; об обязании принять решение о предоставлении в собственность названного земельного участка; обязании в месячный срок направить проект договора купли-продажи земельного участка в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от 25.02.2009 г., по цене 2,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2013 г., оставленного без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Посчитав принятые судебные акты незаконными, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, установленном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы поданной жалобы. Полагает принятые судами решение и постановление незаконны и подлежат отмене как вынесенные с нарушением норм действующего законодательства.
Представители Администрации и Комитета в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежаще. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 284 АПК РФ, считает возможным рассмотреть поданную жалобу в отсутствии данных лиц.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, заслушав представителя общества, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене вынесенных судебных актов с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47800000 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Волоколамский район, был предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования совхозу "Болычево", что подтверждается Свидетельством МО-7 N 5407 от 13.04.1993 г., выданным Администрацией Волоколамского муниципального района.
В соответствии с распоряжением Председателя Совета Министров РСФСР N 358-р от 02.04.1990 г. совхоз "Болычево" Московской области из ведения Госагропрома Нечерноземной зоны РСФСР передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства.
Согласно приказу N 154 от 13.04.1990 г. по Агропромышленному комитету РСФСР совхоз "Болычево" передан в ведение Миноборонпрома СССР для организации подсобного сельского хозяйства с исключением совхоза "Болычево" из списка действующих предприятий и из состава агропромышленного комбината "Волоколамский".
Решением конференции трудового коллектива Красногорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени механического завода совхоз "Болычево" преобразован в агроцех КМЗ путем акционирования в составе КМЗ с ликвидацией юридического лица совхоза и открытием субсчета КМЗ, что подтверждается выпиской из протокола N 3 от 25.09.1992 г.
В настоящее время агроцех "Болычево" является структурным подразделением общества.
На основании Плана приватизации, утвержденного 23.12.1993 г. решением Комитета по управлению имуществом Московской области N 806, общество приобрело в собственность объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 50:07:0000000:48.
26 марта 2012 г. общество обратилось к главе Администрации с заявлением о приобретении в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность данного земельного участка.
Письмом от 20.11.2012 г. (исх. N 4143) Комитет сообщил обществу, что предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, осуществляется с приложением документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 475.
Посчитав бездействие Администрации незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии со статьей 29 Кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Как указали суды, для правильного разрешения настоящего спора и установления органа, полномочного принимать решение о предоставлении спорного земельного участка собственнику объектов недвижимости, на нем расположенного, необходимо установить, к какому уровню собственности относится испрашиваемый земельный участок.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 г.) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Кодексом и федеральными законами.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В пунктах 2 и 3 указанной нормы также указаны критерии отнесения земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
С момента вступления в силу изменений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, то есть с 01.07.2006 г., земельные участки, отвечающие критериям, указанным в статье 3.1, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.
Суд апелляционной инстанции указал, что приобретенные обществом на спорном земельном участке объекты недвижимости ранее являлись федеральной собственностью.
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом распоряжается земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1 названного Федерального закона после государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией.
При данных обстоятельствах суд пришел к выводу, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 50:07:0000000:48, общей площадью 47 800 000 кв. м. относится к федеральной собственности, лицом, уполномоченным им распоряжаться, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов, а следовательно обществу необходимо обратиться в соответствующий территориальный орган с соответствующим заявлением. При этом собственник спорного земельного участка обязан принять меры, направленные на его предоставление обществу, как собственнику объектов недвижимого имущества, расположенных на данном участке, в том числе осуществить регистрацию в установленном порядке права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Вместе с тем, судами не учтены следующие обстоятельства.
Одним из оснований отнесения земельного участка к федеральной собственности является его занятость зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
Судами данное обстоятельство не устанавливалось и не проверялось.
Суды не дали правовой оценки Свидетельству о регистрации праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком МО-7 N 5407 от 13.04.1993 г., где указаны 3 419 га пашни, 894 га сенокосы, 467 га пастбища.
Суды также не приняли во внимание и выписку из государственного кадастра недвижимости от 29.02.2009 г. N 5007/2007/09-3201, в которой нет указания на наличие строений на земельном участке с кадастровым номером 50:07:000000:48, местоположение земель - Московская область, Волоколамский район, территория совхоза "Болычево", категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, площадь 47 800 000 кв.м.
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса РФ процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, не изменяют действия других положений Кодекса, в том числе статьи 36 ЗК РФ.
В силу пункта 1 статьи 36 Кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, которая не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.
Таким образом, вывод суда о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, сделан при неполном выяснении всех обстоятельств дела.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не проверил выводы Арбитражного суда Московской области о пропуске обществом процессуального срока на обращение в суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При новом рассмотрении дела, судам необходимо учесть вышеизложенное и принять законный и обоснованный судебный акт, основанный на требованиях действующего законодательства, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 15 марта 2013 года, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 года по делу N А41-56166/12 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
Р.Р.Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.