г. Москва |
|
08 ноября 2013 г. |
Дело N А40-59876/09-102-571 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Завирюха Л.В.
судей: Плюшкова Д.И., Чалбышевой И.В.
при участии в заседании:
от истца: Курбанов Д.Ф., доверенность от 29.10.2013
от ответчика: Шиляев А.П., доверенность от 11.12.2012
от третьего лица: извещен, представитель не явился
рассмотрев 31 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение от 04 октября 2012 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Козловским В.Э.
на постановление от 24 января 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями: Яремчуком Л.А., Сазоновой Е.А., Юрковой Н.В.
по иску МП "Троллейбусный транспорт" муниципального образования город Йошкар-Ола (ОГРН 1021200772471)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1027789085636)
третье лицо: Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл
о взыскании убытков
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "Троллейбусный транспорт" муниципального образования город Йошкар-Ола (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании за счет казны Российской Федерации 62 808 681 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в 2006 году отдельным категориям граждан льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечена Республика Марий Эл в лице Министерства финансов Республики Марий Эл.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.10.2012, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2013, исковые требования удовлетворены в заявленном размере.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке статьи 284 Арбитражного кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Минфина России. Заявитель просит отменить решение и постановление суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель транспортного предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы и просил оставить решение и постановление без изменения. Мотивированный отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец является транспортным коммерческим предприятием, осуществляющим перевозку пассажиров троллейбусами на территории муниципального образования город Йошкар-Ола, в том числе льготных категорий граждан при предъявлении ими единого социального проездного билета.
Не возмещение расходов от предоставления названных льгот явилось основанием для обращения предприятия в суд с настоящим иском.
При рассмотрении спора суд пришел к правильному выводу о том, что предъявленные истцом расходы согласно статьям 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан является гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Количество поездок, совершаемых льготником на основании единого социального проездного билета, определено предприятием на основании действовавшего на тот период времени постановления Госкомстата Российской Федерации от 28.06.2002 N 149 "Об утверждении Инструкции по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" (далее - Инструкция от 28.06.2002 N 149).
Между тем судом неправильно применена норма права относительно определения размера расходов предприятия.
Ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера платы, не полученной от льготных категорий пассажиров, и их количества, возможно использование расчетного метода.
Согласно пункту 29 Инструкции от 28.06.2002 N 149 количество лиц с правом бесплатного проезда устанавливается на основании информации (справок), полученных от организаций, выдавших документы, дающие право на бесплатный проезд (городских военных комиссариатов, местных органов социального обеспечения и других).
Количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 50 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда, или на основании периодически проводимых натурных обследований, в результате которых определяется коэффициент соотношения объемов платных и бесплатных пассажиров (количество бесплатных пассажиров, приходящееся на каждого платного).
Принимая решение об удовлетворении иска в заявленном размере, суд оставил без внимания то обстоятельство, что при определении размера расходов предприятие исходило из количества поездок, совершаемых льготником на основании единого социального проездного билета, равного 100 (как указано в расчете истца).
Таким образом, суд неправильно применил Инструкцию от 28.06.2002 N 149 при определении расходов транспортной организации, образовавшихся в связи с предоставлением льготного проезда граждан, меры социальной поддержки которых относятся к ведению Российской Федерации.
Между сторонами отсутствуют разногласия по общему количеству реализованных единых социальных проездных билетов, спор касается количества поездок льготных категорий граждан.
С учетом изложенного принятые по настоящему делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене на основании статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить расчет размера убытков, представленный предприятием, и с учетом разъяснений, содержащихся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7573/12 и Инструкции от 28.06.2002 N 149, определить размер реальных убытков, понесенных предприятием от перевозки льготных категорий граждан в 2006 году.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2012 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2013 года по делу N А40-59876/09-102-571 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
Л.В. Завирюха |
Судьи |
Д.И. Плюшков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.