г. Москва |
|
4 ноября 2013 г. |
Дело N А40-164897/12-148-1608 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Долгашевой В.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "Кремлин Сайт" - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: Департамент городского имущества г. Москвы- Важина А.Н. доверенность от 27 февраля 2013 года N ДГИ-Д-134/13,
рассмотрев 29 октября 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу Департамента городского имущества г. Москвы
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 марта 2013 года,
принятое судьей Нариманидзе Н.А.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 08 июля 2013 года,
принятое судьями Румянцевым П.В., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по заявлению ОАО "Кремлин Сайт" (ОГРН: 1037739510423)
о признании незаконным решения Департамента городского имущества г.Москвы от 31 октября 2012 года,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Кремлин Сайт" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным, решения Департамента земельных ресурсов города Москвы (далее - департамент), оформленного в письме N 33-5-19643/12-/01-1 от 31 октября 2012 года, об отказе внести изменения в договор аренды земельного участка по адресу: г. Москва, Болотная пл., вл. 14 N М-01-003256 от 27 октября 1995 года в части изменения срока проектирования объекта строительства, ссылаясь на то, что отказ не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года, заявленные требования удовлетворены. При этом суды исходили из того, что решение Департамента об отказе внести изменения в договор аренды в части продления сроков проектирования объекта строительства нарушает права и законные интересы заявителя в области предпринимательской и экономической деятельности, поскольку заявитель лишен возможности осваивать земельный участок и исполнять обязательства в соответствии с условиями договора аренды.
Департамент городского имущества г. Москвы ( правопреемник решения Департамента земельных ресурсов города Москвы), не согласившись с выводами судебных инстанций, настаивает на отмене судебных по основаниям не соответствия выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, продление сроков строительства объектов не является обязанностью города Москвы и соответствующих уполномоченных органов, что в свою очередь исключает возможность внесения рассматриваемых изменений в рамках оказания государственных услуг. Город вправе принять решение как о продлении срока строительства, так и о прекращении реализации проекта строительства. Таким образом, ОАО "Кремлин Сайт" обращался в Департамент в ненадлежащей форме, поскольку в рамках предоставления государственной услуги, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП, внесение подобных изменений не осуществляется. Согласно положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Москвы N 65-ПП, Департамент принимает решения о внесении изменений в договоры аренды земельных участков, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы. ГЗК не было принято положительное решение о продлении сроков реализации инвестиционного проекта, что в свою очередь не позволяет Департаменту выпустить правовой акт о продлении срока действия договора аренды.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неявкой представителя заявителя кассационной жалобы и с целью обеспечения его участия в заседании судебном заседании объявлялся перерыв 29 октября 2013 года до 10 часов 50 минут 7 ноября 2013 года, о чем сделано публичное извещение в сети Интернет на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа
ОАО "Кремлин Сайт", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в порядке главы 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (информация на официальном сайте Федерального арбитражного суда Московского округа в сети Интернет от 18 сентября 2013 года), своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы и возражения сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, находит судебные акты подлежащими отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Из установленных судами фактических обстоятельств по делу усматривается, что между Департаментом и ОАО "Кремлин Сайт" заключен договор аренды от 27 октября 1995 года N М-01-003256 земельного участка, расположенного по адресу: г.Москва, Болотная пл., вл. 14 для реконструкции существующих строений и для нового строительства и последующей эксплуатации многофункционального гостинично-делового и жилого комплекса сроком до 27 октября 2044 года. ОАО "Кремлин Сайт" обратилось в Департамент земельных ресурсов города Москвы с заявлением N 33-5-19643/12 о внесении изменений в договор аренды в части продления сроков проектирования объекта строительства, установления сроков строительства объекта и других изменений, изложенных в дополнительном соглашении к договору аренды, которое прилагалось к заявлению.
Департаментом принято решение об отказе заявителю во внесении изменений в Договор аренды в части продления сроков проектирования объекта (письмо N 33-5-19643/12-/01-1 от 31 октября 2012 г.) на основании части 2 пункта 2.22 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования", утвержденного пунктом 1.7 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП. В обоснование отказа указано на отсутствие решения Градостроительно - земельной комиссии города Москвы (далее - ГЗК) о внесении изменений в Договор аренды в части продлении срока проектирования объекта.
Полагая, что отказ нарушает права заявителя в области предпринимательской деятельности ОАО "Кремлин Сайт" обратилось с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что Административный регламент утвержденный постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП предусматривает обязанность Департамента земельных ресурсов г. Москвы подготовить заключение о внесении изменений в договор аренды земельного участка в части изменения срока проектирования объекта строительства, в соответствии со своей компетенцией.
Между тем при разрешении спора судами не учтено следующее.
На основании пункта 1 Положения о Департаменте, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 11 марта 2011 года N 65-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы", Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы, функции по предоставлению государственных услуг и по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности. Оказание государственных услуг города Москвы осуществляется Департаментом земельных ресурсов города Москвы в рамках Административных регламентов, утвержденных постановлением Правительству Москвы от 15 мая 2012 года N199-ПП.
ОАО "Кремлин Сайт" обратился в Департамент в рамках режима "одного окна" и в соответствии с приложением N 13 постановления Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП "Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка", что подтверждается
представленной в материалы дела Выпиской службы "одного окна" по заявлению ОАО "Кремлин Сайт", где в графе 6 указано наименование запрашиваемого документа - "Дополнительное соглашение о внесение изменений в договор аренды, если такие изменения не предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию)".
Однако, в соответствии с пунктом 2.5 приложения N 13 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 N 199-ПП в качестве заявителей при предоставлении государственной услуги "Выдача дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды земельного участка" могут выступать лица, являющиеся арендаторами земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случае необходимости внесения изменений в договор аренды в части смены стороны в договоре аренды земельного участка; изменения юридического адреса стороны по договору аренды; изменения срока действия договора аренды, изменения площади и (или) границ земельного участка и других изменений, если такие изменения не предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке.
Приложением N 16 к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП установлен Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Внесение изменений в договор аренды земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке".
Таким образом, в силу заявленных ОАО "Кремлин Сайт" требований об изменении договора аренды в части сроков строительства, общество не подпадает под определение, установленное в приложениях к постановлению Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП. Согласно положению о Департаменте, утвержденному постановлением Правительства Москвы N 65-ПП, Департамент принимает решения о внесении изменений в договоры аренды земельных участков, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства на земельном участке, на основании решений Градостроительно-земельной комиссии города Москвы.
Согласно преамбуле постановления Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. N 1019-ПП "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы" на основании статьи 23 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы", в целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов, совершенствования порядка реализации инвестиционных проектов на территории города Москвы создана Градостроительно-земельная комиссия. Комиссия является рабочим органом Правительства Москвы.
Основными функциями Комиссии является рассмотрение и принятие решений по вопросам в области градостроительной деятельности и рассмотрение и принятие решений по вопросам в области земельных отношений, в том числе, об изменении установленных договорами аренды земельных участков сроков выполнения обязательств по проектированию, строительству, реконструкции, проведению работ по сохранению недвижимых объектов (постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 года N 1019-1111 "О создании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы".
Решения ГЗК о продлении сроков строительства не принималось, в связи с чем Департаментом был правомерно дан отказ в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2012 года N 199-ПП.
Принятие решения о продлении сроков строительства объектов в рамках заключенного договора аренды к компетенции Департамента не отнесено.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года подлежат отмене.
Поскольку фактические по делу на основании полного и всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, а ошибочность выводов судебных инстанций связана с неправильным применением норм материального права, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным не передавая дело на новое рассмотрение принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 марта 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08 июля 2013 года по делу N А40-164897/12-148-1608 отменить.
В удовлетворении заявленных требований ОАО "Кремлин Сайт" - отказать.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.