г. Москва |
|
13 ноября 2013 г. |
Дело N А40-31108/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Стрельникова А.И.
судей Ананьиной Е.А., Нужнова С.Г.
при участии в заседании:
от истца Иванова Т.В., доверенность N 11 от 08.04.2013 года, Цицинова Т.А., доверенность N 10 от 08.04.2013 года;
от ответчика - никто не явился, извещен,
рассмотрев 06 ноября 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания"
на решение от 27 мая 2013 года
Арбитражного суда гор. Москвы,
принятое судьей Быковой Ю.Л.,
на постановление от 15 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Пронниковой Е.В., Бекетовой И.Б., Каменецким Д.В.,
по заявлению ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания"
к Региональному отделению ФСФР России в Центральном федеральном округе
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" обратилось с заявлением о признании недействительным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном Федеральном округе от 08.02.2013 N 73-13-172/пз-и "Об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг несостоявшимися и аннулировании его государственной регистрации".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 27 мая 2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 5, л.д. 32-35).
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В заседании суда представители истца поддержали доводы кассационной жалобы.
Ответчик, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направил, что согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
От ответчика поступило ходатайство о процессуальном правопреемстве Федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе на правопреемника - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в порядке ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев поданное ходатайство, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оно подлежит удовлетворению.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права в обжалуемой заявителем части, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в части удовлетворения заявленного требования.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, на основании приказа РО ФСФР России в ЦФО N 73-12-677/пз-и от 24.05.2012 была осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" в количестве 30392 штук номинальной стоимостью 1.000 рублей каждая, выпуску был присвоен государственный регистрационный номер 1-01-13528-A-001D. 27.09.2012 заявитель представил в РО ФСФР России в ЦФО комплект документов для государственной регистрации отчета об итогах указанного дополнительного выпуска ценных бумаг. Приказом РО ФСФР России в ЦФО от 08.02.2013 N 73-13-172/пз-и ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" было отказано в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций, государственный регистрационный номер дополнительного выпуска 1-01-13528-A-001D от 24.05.2012, при этом указанный дополнительный выпуск ценных бумаг признан несостоявшимся и его государственная регистрация аннулирована, о чем было сообщено обществу уведомлением от 11.02.2013 N 73-13-ВК-05/4228. Полагая, что названные приказ от 08.02.2013 и отказ от 11.02.2013 в государственной регистрации отчета незаконны и нарушают права и охраняемые законом интересы Общества, то последнее обратилось в суд с указанными выше требованиями.
Принимая судебные акты об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из законности и обоснованности оспариваемых отказа и приказа ответчика.
В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) госоргана недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие ненормативного правового акта, действий (бездействия) закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом и иными федеральными законами, включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.08.2011 N 717 "О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации", Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Согласно Приказу ФСФР России от 11.10.2011 N 11-47/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам", территориальным органом Федеральной службы по финансовым рынкам является региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам, действующее на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальный орган обеспечивает на соответствующих территориях выполнение возложенных на ФСФР России функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), осуществляет свою деятельность во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции территориального органа. При этом сроки и последовательность действий (административных процедур) ФСФР России, территориальных органов ФСФР России и ее структурных подразделений, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами при исполнении государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг определены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг, утвержденным Приказом ФСФР России от 30.01.2007 N 07-8/пз-н. Пунктом 6 названного Административного регламента установлено, что конечным результатом исполнения государственной функции является: государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрация проспекта ценных бумаг; отказ в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг; отказ в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; отказ в регистрации проспекта ценных бумаг. В соответствии с п. 39 Административного регламента, рассмотрение эмиссионных документов включает: проверку содержащихся в эмиссионных документах сведений на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг; проверку соблюдения организацией-заявителем требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг. При этом в случае, если представленные документы соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих эмиссию ценных бумаг, и организацией-заявителем соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих раскрытие информации на рынке ценных бумаг, то регистрирующим органом принимается решение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг, оформляемое соответствующим ненормативным правовым актом, эмитенту направляется соответствующее уведомление (п. п. 41, 42, 53, 54, 56 Административного регламента).
Согласно п. 25 Административного регламента, регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, регистрации изменений и/или дополнений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) и/или проспект ценных бумаг, регистрации проспекта ценных бумаг. В этом случае течение срока, указанного в п. 22 настоящего административного регламента, может быть приостановлено на время проведения проверки, по не более чем на 30 дней.
Как указано судом, в данном случае приказом N 73-12-1488/пз-и от 11.10.2012 на основании п. 2.6.7 Стандартов регистрирующим органом было принято решение о приостановлении эмиссии ценных бумаг ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания, эмитенту направлено соответствующее уведомление с указанием допущенных нарушений (признаков нарушений), срока для их устранения (в случае выявления нарушений) и/или необходимости представления эмитентом исправленных и/или дополненных документов. При этом срок рассмотрения, установленный п. 22.2 Административного регламента, регистрирующим органом соблюден (14 дней).
09.11.2012 года в ответ на уведомление о приостановлении эмиссии ценных бумаг эмитентом были представлены в регистрирующий орган исправленные и дополненные документы для государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
В ходе рассмотрения документов регистрирующим органом было выявлено, что эмитентом устранены не все нарушения, указанные в уведомлении о приостановлении, также были допущены новые нарушения, в связи с чем регистрирующим органом было принято решение о направлении эмитенту соответствующего письма об отчете об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг от 20.12.2012, исх. N 73-12-ВК-/64046 с целью устранения выявленных нарушений. 27.12.2012 в ответ на указанное письмо эмитентом были представлены исправленные и пополненные документы. В ходе рассмотрения указанных документов регистрирующим органом были вновь выявлены нарушения и принято решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Согласно ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг, выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан несостоявшимся после его государственной регистрации или присвоения ему идентификационного номера и до государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, а в случае, если процедура эмиссии ценных бумаг не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска), - до начала размещения эмиссионных ценных бумаг.
При этом основанием для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг несостоявшимся является:
1) нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска);
2) обнаружение в документах, на основании которых были осуществлены государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или присвоение выпуску (дополнительному выпуску) эмиссионных ценных бумаг идентификационного номера, и (или) в документах, представленных для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, недостоверной или вводящей в заблуждение информации, повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг;
3) непредставление эмитентом в регистрирующий орган отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в установленный настоящим Федеральным законом срок после истечения срока их размещения;
4) отказ регистрирующего органа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случаях, если настоящий Федеральный закон предусматривает его государственную регистрацию;
5) неразмещение ни одной эмиссионной ценной бумаги выпуска (дополнительного выпуска);
6) неисполнение эмитентом требования регистрирующего органа или федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об устранении допущенных в ходе эмиссии ценных бумаг нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, п. п. 8.6 п. 8 зарегистрированного решения о дополнительном выпуске ценных бумаг содержит перечень оценщиков, привлекаемых для определения рыночной стоимости имущества, которым могут оплачиваться размещаемые ценные бумаги.
В комплекте документов, представленных эмитентом в РО ФСФР в ЦФО, представлен отчет N 12-07-02-1 от 20.07.2012 об определении величины рыночной стоимости движимого имущества и отчет N 12/07-02-3 от 20.07.2012 об определении величины рыночной стоимости недвижимого имущества в составе четырех нежилых зданий, составленный оценщиками Челяденковым М.А. и Челяденковой А.И., работающими в ООО Специализированное Консалтинговое Бюро "Бизнес-Инжиниринг".
Указанные оценщики отсутствуют в перечне оценщиков, привлекаемых для определения рыночной стоимости имущества, которым могут оплачиваться размещаемые ценные бумаги, указанные в п. п. 8.6 п. 8 зарегистрированного решения дополнительном выпуске ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 26 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 256, итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.
В настоящем случае на момент представления отчетов прошло более шести месяцев, названные отчеты являлись неактуальными и правомерно не приняты ответчиком в качестве надлежащих документов.
При этом доводы заявителя о неприменении в данном случае положений Федерального стандарта оценки несостоятельны, поскольку указанный федеральный стандарт оценки разработан в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", определяющим правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
Федеральный стандарт определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности, является обязательным к применению оценочной деятельности.
Соответственно, представляемые эмитентом в государственный орган, осуществляющий регулирование и контроль в сфере финансовых рынков, отчеты об оценке должны отвечать требованиям, предъявляемым к таких документам законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2.6.9 Стандартов установлено, что решение об отказе в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг принимается регистрирующим органом при нарушении эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, в том числе в случае условий размещения, предусмотренных зарегистрированным решением о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг. Согласно п. 2.6.12 Стандартов, в случае отказа в государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг такой выпуск (дополнительный выпуск) признается несостоявшимся и его государственная регистрация аннулируется. В соответствии с п. 4.1 "Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным", утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, выпуск ценных бумаг может быть признан несостоявшимся Федеральной комиссией или иным регистрирующим органом, в том числе, в случае нарушения эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации (в том числе, нераскрытие эмитентом информации в соответствии с требованиями федеральных законов и правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Федеральной комиссии; осуществление недобросовестной рекламы ценных бумаг, нарушение условий размещения ценных бумаг, установленных в решении о выпуске и (или) проспекте эмиссии; признание в судебном порядке недействительными решений уполномоченных органов эмитента о размещении или выпуске ценных бумаг; отсутствие у эмитента с числом владельцев именных ценных бумаг более 500 регистратора; другие нарушения). В соответствии с 6.1 указанного Положения, признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным влечет аннулирование государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
В данном случае, как верно установлено судом и подтверждается материалами дела, размещение ценных бумаг осуществлялось ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" не в соответствии с зарегистрированным решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, что является нарушением п. 2.5.2 Стандартов.
Учитывая изложенное, оспариваемый приказ и уведомление об отказе в государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг являются законными и обоснованными, в связи с чем вывод суда о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Обществом требований правомерен.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда гор. Москвы от 27 мая 2013 года и постановление от 15 августа 2013 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-31108/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "Лосино-Петровская электроэксплуатационная компания" - без удовлетворения.
Заменить региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам России в Центральном федеральном округе на правопреемника - Центральный Банк Российской Федерации (Банк России).
Председательствующий судья |
А.И. Стрельников |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.