г. Москва |
|
9 декабря 2013 г. |
Дело N А40-74296/13-2-429 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя: ОАО "МОЭК"- Бычков М.Ю. доверенность от 27 декабря 2012 года, Окшин В.Ю. доверенность от 27 декабря 2012 года,
от заинтересованного лица: РЭК г. Москвы - Степаненко Д.Г. доверенность от 30 сентября 2013 года,
рассмотрев 03 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "МОЭК"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 26 сентября 2013 года,
принятое судьями Махлаевой Т.И., Кастальской М.Н., Ласкиным С.О.,
по заявлению ОАО "МОЭК" (ОГРН: 1057746555811)
о признании недействительным нормативного акта Региональной энергетической Комиссии города Москвы (РЭК г. Москвы),
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (далее - ОАО "МОЭСК", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Региональной энергетической комиссии города Москвы (далее - РЭК Москвы, комиссия) о признании недействующим Приложения 3 к Постановлению РЭК Москвы от 28 декабря 2010 года N 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на территории города Москвы" (далее - Постановление N 270) (в редакции Постановления РЭК Москвы от 25 мая 2011 года N 35 "О внесении изменений в Постановление РЭК Москвы от 28 декабря 2010 года N 270") (далее - Постановление N 35); пункта 1.3 Постановления N 35 и Приложения к Постановлению N 35 "Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт)".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "МОЭСК" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии решения судом неправильно применены нормы материального права, а именно: часть 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункт 17 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве". В рамках настоящего дела ОАО "МОЭСК" просило признать недействующими нормативно-правовые акты, которыми была утверждена калькуляция, а не ставка платы в размере 16.648,80 руб./кВт.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель РЭК Москвы в судебном заседании и представленном отзыве возражал против её удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и возражения относительно них, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что Приложением N 3 к постановлению РЭК Москвы от 28 декабря 2010 года N 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на территории города Москвы" (в редакции Постановления РЭК Москвы от 25 мая 2011 года N 35 "О внесении изменений в Постановление РЭК Москвы от 28 декабря 2010 года N 270") установлена и введена в действие с 1 января 2011 года тарифная ставка для расчета размера платы за технологическое присоединение потребителей за 1 кВА к распределительным сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" в размере 14.151,48 руб./кВА.
Постановлением РЭК Москвы N 35 от 25 мая 2001 года внесены изменения в Постановление N 270 в части названия единицы мощности и, соответственно, величины тарифной ставки (платы) за технологическое присоединение такой единицы мощности, а именно: вместо 14.151,48 кВА тарифная ставка стала равной 16.648,80 руб./кВт, также были внесены изменения в части утверждения калькуляции стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности, которым детализировала тарифную ставку 16.648,80 руб./кВт.
Оспариваемые постановления утратили силу в связи с принятием постановления РЭК Москвы от 27 декабря 2012 года N 421.
Полагая, что указанное Постановление N 270 в редакции постановления N 35 в период его действия нарушает права заявителя, применяющего указанные ставки, ОАО "МОЭСК" обратилось в суд с настоящими требованиями и просило проверить его на соответствие положениям пункта 19, 20 Методических указаний ФСТ России от 30 ноября 2010 года N 365-Э/5 ( утратил силу в связи с изданием Приказа ФСТ России от 11 сентября 2012 года N 209-э/1)
Осуществляя проверку оспариваемого постановления на его соответствие Закону об электроэнергетике, Основам ценообразования в отношении электрической, тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года, суд, пунктам 19, 20 Методических указаний ФСТ России, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признаний его недействующим, поскольку права и охраняемые законом интересы заявителя не нарушены.
Выводы суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно части 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Согласно части 4 статьи 24 Закона об электроэнергетике за органами исполнительной власти, субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, закреплены полномочия по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 настоящего Закона, в том числе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и стандартизированы тарифные ставки, определяющие ее величину.
РЭК Москвы, в силу пункта 17 Приложения N 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2009 года N 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве", наделена правом установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 года N 124-ПП, Комиссия является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы.
Постановлением РЭК Москвы от 28 декабря 2010 года N 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "МОЭСК" на территории города Москва" утверждены тарифные ставки для расчета размера платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "МОЭСК".
Приказом ФСТ России от 30 ноября 2010 года N 365-э/5 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, которые вступили в силу 09 января 2011 года (далее - Методические указания).
Согласно разделу V Методических указаний плата за технологическое присоединение конкретного Заявителя включает, в том числе расходы, рассчитываемые на основании ставок, утвержденных в соответствии с Приложением 2 (пункты ЗА - 3.7) только по мероприятиям, которые необходимо осуществить, в зависимости от присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики на основании поданной заявки.
В целях приведения Постановления N 270 в соответствие с новыми Методическими указаниями Постановлением N 35 внесены соответствующие изменения и утверждена калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт).
Более того, на основании пункта 23 Правил государственного регулирования и применения тарифов в электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов представляет в Федеральную службу по тарифам заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов.
В свою очередь, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 (далее - Положение), ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Как установлено судом, ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МОЭСК", установленные Постановлением N 270 (в ред. постановлений РЭК Москвы от 07 февраля 2011 года N 7, от 25 мая 2011 года N 35) с разбивкой по стоимости выполняемых мероприятий, рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями, действующими на момент принятия РЭК Москвы решения.
Данное решение РЭК Москвы не было оспорено ОАО "МОЭСК", а было принято к исполнению, что подтверждается договорами об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Судом установлено, что ставка платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МОЭСК" рассчитана в соответствии с Методическими указаниями, действующими на момент принятия РЭК Москвы оспариваемого постановления. При этом данная ставка платы включает в себя расходы по всем мероприятиям, учтенным при расчете тарифа.
Не могут служить основанием к отмене судебного акта доводы заявителя кассационной жалобы о превышении судом пределов заявленных требований, выразившихся в правовой оценке факта получения денежных средств по конкретному договору, заключенному на основании поданной заявки на осуществление технологического присоединения.
Пределы рассмотрения дела об оспаривании нормативно-правовых актов установлены главной 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не предусматривают возможности установления фактов, являющихся предметом рассмотрения дела об административном правонарушении. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" Из части 4 статьи 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта на соответствие требованиям, предъявляемым соответствующим нормативным правовым актом к форме такого акта, порядку его принятия и (или) введения в действие, устанавливает полномочия органа или лица, принявших акт, а также проверяет содержание оспариваемого акта на соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу ( пункт 6).
При этом, как указал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении N 8433/11 вопрос применения одного из тарифов, установленных уполномоченным государственным органом, не связанным с включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования, в связи с чем, вывод суда первой инстанции, сделанный в рамках настоящего дела, о незаконном получении денежных средств ОАО "МОЭСК" неправомерен.
Указанный вывод выходит за пределы рассмотрения дела в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не может, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, иметь преюдициального значения. В то же время указанный ошибочный вывод не привел суд к принятию незаконного решения.
Нормы материального и процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда нет.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26 сентября 2013 года по делу N А40-74296/13-2-429 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
М.Р. Агапов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.