город Москва |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А41-41248/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова В.В., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от истца Администрации городского округа Звенигород Московской области: не явились, извещены;
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 10 декабря 2013 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2013 года,
принятое судьей Гриневой А.В.,
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 года,
принятое судьями Коноваловым С.А., Воробьевой И.О., Мордкиной Л.М.,
по иску Администрации городского округа Звенигород (ОГРН 1025001744583; 143180, Московская область, г. Звенигород, ул. Ленина, д. 28)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8)
УСТАНОВИЛ: 08 августа 2012 г. Администрацией городского округа Звенигород была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 49/014/2012-229, в соответствии с которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:49:00103 01:0916 является Российская Федерация.
Администрация городского округа Звенигород полагая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 14620 кв.м., с кадастровым номером 50:49:0010301:0916, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, вблизи сан. Поречье.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2012 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене принятого по делу судебного акта, полагая, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, в том числе статей 12, 65, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, статей 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статей 3, 4, 5 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", а также судом не в полном объеме были учтены конкретные обстоятельства по делу и характер возникших между сторонами правоотношений.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители истца, ответчика и третьих лиц не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судом установлено, что спорный земельный участок не относится к федеральной собственности.
Из акта осмотра земельного участка от 20 ноября 2012 г. следует, что земельный участок общей площадью 14 620 кв.м., с кадастровым номером 50:49:00103 01:0916, расположенный по адресу: Московская область, г. Звенигород, вблизи сан. "Поречье", свободен от построек, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют.
Доказательств расположения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области не было представлено суду первой инстанции.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2013 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2013 г. по делу N А41-41248/12 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.