г. Москва |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А40-149687/12-105-1403 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Зверевой Е.А.,
судей Ананьиной Е.А., Нужнова С.Г.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) изв., неявка,
от ответчика Министерство обороны Российской Федерации - Больных Д.Е. - дов. N 212/2/955 от 18.11.2013 сроком на 1 год,
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - Больных Д.Е. - дов. от 25.06.2013 - дов. N 141/1/7/8498 от 26.06.2013
от третьего лица изв., неявка,
рассмотрев 05.12.2013 в судебном заседании кассационную жалобу
ОАО "Строительное управление Московского военного округа"
на решение от 14.06.2013
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Никоновой О.И.,
на постановление от 14.08.2013 г.
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Левченко Н.И., Валиевым В.Р., Расторгуевым Е.Б.,
по иску (заявлению) ОАО "СУ МВО"
о признании права собственности
к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, ФГК "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
третьи лица: Управление Росреестра по Москве, ТУ Росимущества
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Строительное управление Московского военного округа" (далее - ОАО "СУ МВО", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) о признании права собственности ОАО "СУ МВО" на объект недвижимости здание площадью 426,0 кв. м с условным номером 77-77-13/008/2009-571, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 4.
Определением Арбитражного суда г. Москвы от 28.01.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФГК "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.06.2013 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2013 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, ОАО "СУМВО" обратилось с кассационной жалобой, в которой указывает на нарушение судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, в связи с чем просило обжалуемые решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы, заявителем приведены доводы аналогичные, изложенные им ранее в апелляционной жалобе.
В заседании суда кассационной инстанции представители Министерства обороны Российской Федерации, ФГК "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации против доводов кассационной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что, согласно ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Распоряжением Правительства РФ N 1272-р от 01.09.2008 был утвержден прогнозный план приватизации федерального имущества на 2009 год, в соответствии с которым федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Московского военного округа Российской Федерации" включено вперечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2009 году.
В соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества", Указами Президента Российской ФедерацииN 1082 от 16.08.2004 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации", N 1624 от 17.11.2008 "О некоторых мерах по организации управления федеральным имуществом", а также на основании документов, представленных ФГУП "Строительное управление Московского военного округа Российской Федерации" и аудиторского заключения ООО "Финэкспертиза" от 30.03.2009, Приказом Министра обороны Российской Федерации N 430 от 19 мая 2009 года "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия "Строительное управление Московского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" было реорганизовано в форме преобразования в ОАО "Строительное управление Московского военного округа", зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица зарегистрировано 06.07.2009 (ОГРН 1097746387111) и утвержден в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "СУМВО МО РФ" (Приложение N 1 к Приказу).
В соответствии состатьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Приказом Министра обороны N 1171 от 16.07.2011 внесены изменения в состав передаваемого имущества, утвержденный Приказом Министра обороны России N 430, где пункты 399 и 400 изложены в новой редакции: "Здание, назначение: нежилое, общая площадь 426,0 кв.м., кадастровый (или условный) номер: 77-77-13/008/2009-571, адрес объекта: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2, стр. 4".
Данные изменения также 21.09.2011 были внесены в передаточный акт подлежащего приватизации имущества.
Согласно Приказу Министра обороны России N 430 от 19.05.2009 и Приложения N 1 к приказу в состав приватизируемого имущества включены только объекты, входящие в состав имущественного комплекса ФГУП "СУМВО МО РФ", иные объекты приватизируемому предприятию в процессе приватизации не передавались.
В соответствии с Передаточным актом, утвержденным 11.06.2009 ВРИО начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации ОАО "Строительное управление Московского военного округа" приняло подлежащий приватизации имущественный комплекс федерального государственного унитарного предприятия, в состав которого входит спорный объект недвижимого имущества - нежилое строение 4, общей площадью 426 кв. м, условный номер 77-77-13/008/2009-571, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Арбатецкая, д. 2.
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федерального закона N 122-ФЗ) предусмотрены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, каковыми, в том числе, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ в ходе проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество производятся правовая экспертиза документов, представленных на государственную регистрацию, и проверка законности сделки, повлекшей возникновение, изменение или прекращение права собственности.
Одновременно впункте 1 статьи 18 Федерального закона N 122-ФЗ определено, что правоустанавливающие документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судами, истец обратился в Управление Росреестра по Москве, ОАО "СУ МВО" в государственной регистрации права на здание сообщением N 12/040/2011-169-148-173 от 01.03.2012 было отказано, на основании отсутствия в ЕГРП права хозяйственного ведения ФГУП "СУ МВО МО РФ", поскольку на основании закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" N 122-ФЗ, государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Кроме того, в статье 13 Федерального закона N 178-ФЗ от 21.12.2001 "О приватизации государственного и муниципального имущества" указано, что одним из способов приватизации является преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.
Согласно статье 11 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в редакции по состоянию на 19.05.2009, состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. При этом передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках, предоставленных в установленном порядке унитарному предприятию, и о правах на них.
В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия, включая здания, строения, сооружения.
Кроме того, передаточный акт должен содержать также расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия, а в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия - сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.
В соответствии состатьей 14 названного Закона в случае приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия решением об условиях приватизации федерального имущества также утверждается: состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, определенный в соответствии состатьей 11 настоящего Федерального закона; перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.
Согласно статье 37 Федерального закона N 178-ФЗ, открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Согласно разъяснениямп. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП.
Кроме того, в соответствии спунктами 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силуабзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
При этом, судами правомерно указано, что факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Учитывая, вышеизложенное, а также то, что документов, подтверждающих закрепление спорных объектов недвижимого имущества в предшествующий период на праве хозяйственного ведения за ФГУП "СУМВО МО РФ", не были представлены ОАО "СУМ ВО" ни в Управление Росреестра по Москве при подаче заявления о государственной регистрации права собственности на эти объекты, ни в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца, поскольку они направлены на преодоление отказа в государственной регистрации права способом, не установленным действующим законодательством.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемых актов судом были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального и процессуального права и направленные на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.06.2013 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2013 г. по делу N А40-149687/12-105-1403 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Строительное управление Московского военного округа" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Зверева |
Судьи |
Е.А.Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силуабзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2013 г. N Ф05-15220/13 по делу N А40-149687/2012