г. Москва |
|
30 декабря 2013 г. |
Дело N А40-117091/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Борзыкина М.В., Долгашевой В.А.
при участии:
от заявителя Жилякова А.С., дов. от 26.07.2011 N 63 АА 0780049, N НЮ-46/152
от административного органа Огневской Д.В., дов. от 23.12.2013, Маршовой Г.В., дов. от 09.01.2013 N 45/6
рассмотрев 24 декабря 2013 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - заявителя
на решение от 31 мая 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Поляковой А.Б.,
на постановление от 30 августа 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Каменецким Д.В., Бекетовой И.В., Якутовым Э.В.,
по делу N А40-117091/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС России по Самарской области, административный орган) от 13.08.2012 N 331-5216-12/6 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением названного арбитражного суда от 31.05.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013, в удовлетворении заявленного по делу требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное истолкование закона, на несоответствие выводов судов двух инстанций фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на жалобу УФАС России по Самарской области возражало против ее удовлетворения, считая обжалованные акты судов двух инстанций законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представители административного органа просили жалобу отклонить, сослались на соответствие выводов судов двух инстанций требованиям законодательства и представленным в дело доказательствам.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Как установлено судами двух инстанций, решением УФАС России по Самарской области от 07.03.2012 N 161-5216-11/6 ОАО "РЖД" признано нарушившим требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в отказе ОАО "Средневолжская Логистическая Компания" в направлении в Федеральное агентство железнодорожного транспорта предложения об открытии станции Кинель по параграфам 8н и 10н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1), что ущемляет интересы названного общества как грузополучателя/грузоотправителя при осуществлении предпринимательской деятельности.
Указанное решение УФАС России по Самарской области от 07.03.2012 N 161-5216-11/6 проверялось в судебном порядке и решением Арбитражного суда Самарской области от 31.07.2012 по делу N А55-13515/2012, оставленным без изменения постановлениями Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2012 и Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29.01.2013, признано законным. Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.05.2013 N ВАС-5574/13 отказано в передаче данного дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора принятых по делу судебных актов.
На основании решения от 07.03.2012 N 161-5216-11/6 УФАС России по Самарской области определением от 27.04.2012 возбудил в отношении ОАО "РЖД" дело об административном правонарушении N 331-5216-12/6, 22.06.2012 составил протокол об административном правонарушении и 13.08.2012 вынес постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 7 849 703 руб. 36 коп.
Объективную сторону вменяемого ОАО "РЖД" административного правонарушения составляет злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке, результатом которого является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
ОАО "РЖД" не согласилось с назначенным административным наказанием и оспорило постановление от 13.08.2012 N 331-5216-12/6 в судебном порядке.
Согласно части 2 статьи 14.31 КоАП РФ административным правонарушением, влекущим применение административного наказания, признается совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что приказом ФСТ России от 29.12.2004 N 435-Т ОАО "РЖД" включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Приказом ФАС России от 14.06.2005 N 121 общество также включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Доля ОАО "РЖД" на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65%.
В связи с чем суды признали, что в силу пункта 1 части 1, части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение ОАО "РЖД" на вышеназванных рынках признается доминирующим.
Также суды отметили, что событие административного правонарушения установлено решением УФАС России по Самарской области от 07.03.2012 по делу N 161-5216-11/6, законность и обоснованность которого подтверждена в судебном порядке, и по правилам части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежит повторному доказыванию.
Суды проверили порядок и срок давности назначения административного наказания и признали их соблюденными.
Предметом проверки судов двух инстанций также был размер наложенного административного штрафа и порядок его исчисления. Основываясь на материалах дела и нормах КоАП РФ, суды пришли к выводу о законности и правильности назначенного обществу наказания, об обоснованном применении антимонопольным органом на основании требований части 2 статьи 1.7 КоАП РФ методики расчетов величины штрафа, при которой размер исчисленного штрафа является наименьшим.
Довод общества о необходимости использования в качестве базы для расчета административного штрафа не суммы выручки за 2010 год от реализации услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок грузов, а суммы за вычетом выручки от оказания услуг по отстою порожнего подвижного состава, используемого в грузовых перевозках, был предметом обсуждения судов двух инстанций и отклонен как неосновательный. Как правильно установили суды, нарушение антимонопольного законодательства, за которое оспариваемым постановлением ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, совершено в сфере инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. Действиям общества в решении УФАС России по Самарской области от 07.03.2012 по делу N 161-5216-11/6 и судебных актах по делу Арбитражного суда Самарской области N А55-13515/2012 дана оценка именно как действиям владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а не владельца ее отдельной части. Доступ пользователей к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования связан с получением услуги по отстою порожнего железнодорожного подвижного состава и контейнеров, являющейся составной частью услуг по предоставлению инфраструктуры в части грузовых перевозок, и получение одной услуги без другой не имеет экономического смысла.
Ссылка общества на неправильное определение географических границ товарного рынка была предметом обсуждения судов двух инстанций и отклонена как неосновательная, поскольку данное обстоятельство было предметом исследования арбитражного суда, правильность определения географических границ товарного рынка подтверждена судебными актами четырех судебных инстанций.
Доводы кассационной жалобы общества по существу представляют правовую позицию по делу, обсуждались судами двух инстанций и получили правильную правовую оценку.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены судами двух инстанций правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену принятых по делу судебных актов, не установлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 августа 2013 года по делу N А40-117091/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.