г. Москва |
|
10 января 2014 г. |
Дело N А40-7715/13-2-42 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Агапова М.Р.
судей Борзыкина М. В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя Негосударственного пенсионного фонда "Империя" Поминовой И.И. по доверенности от 10 апреля 2013 года N 11
от ответчика Центрального банка Российской Федерации Авакяна А.Р. по доверенности от 02 сентября 2013 года N 355, Петрова П.В. по доверенности от 02 сентября 2013 года N 351
от третьего лица Федеральной антимонопольной службы Терской Е.Б. по доверенности от 07 мая 2013 года N ЦА/17939/13, Абакумовой Ю.И. по доверенности от 12 августа 2013 года N ИА/31409/13, Андросенко А.В. по доверенности от 23 декабря 2013 года N ИА/52081
рассмотрев 26 декабря 2013 года в судебном заседании кассационные жалобы заявителя Негосударственного пенсионного фонда "Империя" и третьего лица Федеральной антимонопольной службы
на решение от 10 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Махлаевой Т.И.
на постановление от 25 сентября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поповым В.И., Поташовой Ж.В., Яковлевой Л.Г.
по делу N А40-7715/13-2-42
по заявлению Негосударственного пенсионного фонда "Империя" (НПФ "Империя", ОГРН 1023403433900) к Федеральной службе по финансовым рынкам (в настоящее время Центральный банк Российской Федерации (Банк России, ОГРН 1037700013020) об оспаривании предписания, третье лицо Федеральная антимонопольная служба (ФАС России, ОГРН 1047796269663)
УСТАНОВИЛ:
Негосударственный пенсионный фонд "Империя" (далее - НПФ "Империя", Фонд) обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными предписаний Федеральной службы по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 11.10.2012 N 12-ОП-10/44252 и от 11.12.2012 N 12-ОП-10/52641, выданных в связи с нарушением НПФ "Империя" требований п. 21 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", как не соответствующих требованиям статей 7, 36.1, 36.2 данного закона и нарушающих права Фонда.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечена Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2013, оставленным без изменения постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013, НПФ "Империя" отказано в удовлетворении заявленных требований.
При этом суды исходили из соответствия оспариваемых предписаний положениям Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федерального закона от 30.11.2011 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений", пропуска Фондом срока на обжалование предписания ФСФР России от 11.10.2012 N 12-ОП-10/44252, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, и отсутствия уважительных причин для его восстановления, отсутствия нарушения прав и охраняемых закон интересов Фонда.
Арбитражным судом апелляционной инстанции произведена замена ФСФР России на правопреемника Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
В кассационной жалобе и в дополнении к кассационной жалобе НПФ "Империя" просит отменить принятое по делу решение от 10.07.2013 и постановление от 25.09.2013 как необоснованные и незаконные, направить дело на новое рассмотрение Арбитражный суд города Москвы.
В кассационной жалобе ФАС России просит отменить принятые по делу судебные акты как незаконные и необоснованные и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных НПФ "Империя" требований.
При этом НПФ "Империя" и ФАС России указывают на нарушение судом апелляционной инстанции требований ч. 3 ст. 69 АПК РФ в связи с отказом при повторном рассмотрении дела учитывать обстоятельства, установленные вступившим в законную силу 22.08.2013 решением Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда, признавшего по заявлению Куровой И.Н. незаконным приказ ФСФР России от 22.03.2013 N 13-665/пз-и об аннулировании лицензии НПФ "Империя" на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
При этом НПФ "Империя" и ФАС России указывают на неправильное применение судами норм материального права, так как из совокупности положений статей 7, 36.1, 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" следует, что Фонд осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) до 01.07.2009 обязан поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности (далее - ИОУД) в размере не менее 50 миллионов рублей и отсутствует обязанность Фонда иметь величину ИОУД в размере 100 миллионов рублей с 01.01.2009.
В отзыве на кассационные жалобы Банк России просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы без удовлетворения, так как они приняты судами с соблюдением норм процессуального права и в соответствии с нормами материального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании и письменных пояснениях представитель НПФ "Империя" и представители ФАС России поддержали доводы и требования кассационных жалоб, а представители Банка России возражали против удовлетворения жалоб, указывая на несостоятельность их доводов.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанции норм процессуального и материального права, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения относительно жалоб, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб, отмены принятых по делу судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, приказом ФСФР России от 03.07.2008 N 08-1476/пз-и зарегистрировано заявление Фонда о деятельности по обязательному пенсионному страхованию.
ФСФР России были выданы предписания от 11.10.2012 N 12-ОП-10/44252 об устранении нарушений действующего законодательства и от 11.12.2012 N 12-ОП-10/52641 о прекращении заключения новых договоров об обязательном пенсионном страховании и устранении нарушений действующего законодательства.
При этом ФСФР России указывало на нарушение НПФ "Империя" требований п. 21 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", согласно которому фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязан поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда в размерах установленных п. 2 ст. 36.1 данного закона, т.е. не менее 100 миллионов рублей с 01.01.2009, а согласно отчетности Фонда за второй квартал 2012 года ИОУД Фонда составляет 59 600, 02 тыс. рублей.
Считая данные предписания, сводящиеся к требованию о поддержании величины денежной оценки ИОУД Фонда с 01.07.2009 не менее 100 миллионов рублей, т.е. увеличении ИОУД Фонда незаконными и необоснованными, НПФ "Империя" обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных НПФ "Империя" требований суды исходили из соответствия предписаний требованиям закона и пропуска Фондом срока на обжалование предписания ФСФР России от 11.10.2012 N 12-ОП-10/44252, предусмотренного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, отсутствия нарушения прав и охраняемых закон интересов Фонда.
При этом суды указали, что в соответствии с положениями Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 N 669, Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717, ФСФР России, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, вправе направлять негосударственным пенсионным фондам обязательные для исполнения предписания.
В соответствии с требованиями п. 21 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (далее деятельность по ОПС), обязан поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда в размерах, установленных статьей 36.1 этого закона в редакции Федерального закона от 06.12.2007 N 334-ФЗ. С 1 июля 2009 года для негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по ОПС, величина ИОУД должна составлять не менее 100 млн. рублей (в редакции Федерального закона от 06.12.2007 N 344-ФЗ).
При этом п. 21 ст. 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 30.11.2011 N 359-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" вступил в силу с 01.07.2012.
Таким образом, по мнению судов, с 01.07.2012 НПФ "Империя" как негосударственный пенсионный фонд обязан иметь и поддерживать ИОУД в размере не менее 100 миллионов рублей.
При этом судами были проверены и отклонены, как основанные на неверном толковании норм материального права, доводы заявителя и третьего лица о том, что статьями 7, 36.1, 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" предусмотрено, что Фонд, как осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию до 01.07.2009, обязан поддерживать величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности в размере не менее 50 миллионов рублей (размер предусмотренный п. 2 ст. 36.1 в редакции от 16.10.2006) и не свидетельствуют об обязанности Фонда иметь величину ИОУД Фонда в размере 100 миллионов рублей с 01.01.2009, в связи с изменением требований данных норм.
При рассмотрении апелляционных жалоб в порядке апелляционного производства суд правомерно отклонил ссылку НПФ "Империя" на преюдициальное значение судебных актов по гражданскому делу N 33-9164/2013 поскольку данные акты в силу положений ст. 69 АПК РФ таковыми не являются.
НПФ "Империя" и ФАС России исходят из того, что для арбитражного суда апелляционной инстанции были обязательны выводы Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда указанные в решении от 07.06.2013 о том, что у ФСФР России отсутствовали правовые основания предусмотренные статьями 7, 36.1, 36.2 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" для требования увеличения величины денежной оценки ИОУД НПФ "Империя" до 100 миллионов рублей. Данное решение вступило в законную силу 22.08.2013 после вынесения апелляционного определения Волгоградского областного суда от 22.08.2013.
Однако в соответствии с ч. 3 ст. 69 АПК РФ только вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле. При этом правовая оценка судом общей юрисдикции действий ФСФР России и применение им положений Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" не может рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих преюдициальное значение для арбитражного суда, рассматривающего другое дело.
Арбитражный суд кассационной инстанции находит, что всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании все доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, дав им надлежащую оценку, арбитражный суд первой, а при повторном рассмотрении дела и апелляционной инстанции разрешили спор без нарушения норм процессуального права влекущих отмену решения или постановления.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным ими обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационных жалоб НПФ "Империя" и ФАС России фактически сводящиеся к иному, чем у судов первой и апелляционной неверному толкованию норм права не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, так как не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судами норм процессуального и материального права.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 года по делу N А40-7715/13-2-42 оставить без изменения, а кассационные жалобы Негосударственного пенсионного фонда "Империя" и Федеральной антимонопольной службы без удовлетворения.
Председательствующий судья |
М.Р. Агапов |
Судьи |
М.В. Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.