г. Москва |
|
14 января 2014 г. |
Дело N А40-31516/13-148-240 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Латыповой Р.Р., Туболец И.В.,
при участии:
от Федеральной службы по тарифам Михеев И.Р., доверенность от 13.05.2013 N 9/13,
от Федеральной антимонопольной службы Огневская Д.В., доверенность от 12.04.2013 N ИА/14635/13,
от Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области не явился, уведомлен,
от НП Совет рынка Каплунов А.В., доверенность от 27.12.2013 N СР-07/13-154,
от ООО "Волгоградоблэлектросбыт" не явился, уведомлен,
рассмотрев 09 января 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы по тарифам
на решение от 12 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьёй Нариманидзе Н.А.,
на постановление от 17 октября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н.,
по делу N А40-31516/13-148-240
по заявлению Федеральной службы по тарифам
к Федеральной антимонопольной службе
о признании недействительным решения,
третьи лица: Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области; НП Совет рынка; ООО "Волгоградоблэлектросбыт",
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба по тарифам (далее ФСТ, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Федеральной антимонопольной службы (далее антимонопольный орган, ФАС России) от 05.12.2012 N АГ/40726/12 по делу N 1 15/101-12.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.07.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Федеральная служба по тарифам обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой указывает на неправильное толкование судами Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), поскольку не выполнение требований пункта 40 Правил N 530 свидетельствует что ООО "Волгоградоблэлектросбыт" лишилось статуса гарантирующего поставщика с 1 января 2010 года, в связи с чем объемы покупки электрической энергии на оптовым рынке не могли быть включены по данной организации в прогнозный баланс на 2011 год. Выводе же судов о ненарушении прав ФСТ России свидетельствуют о неверном установлении обстоятельств дела
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители ФСТ и НП Совет рынка доводы кассационной жалобы поддержали.
Представитель ФАС России возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области, ООО "Волгоградоблэлектросбыт", уведомленные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд не направили.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Предметом проверки судов двух инстанций была законность решения антимонопольного органа от 05.12.2012 N АГ/40726/12, которым ФСТ России признана нарушившей требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в части бездействия по невключению ООО "Волгоградоблэлектросбыт" в субъектный состав покупателей сводного прогнозного баланса производства и поставки электрической энергии в рамках ЕЭС России по Волгоградской области на 2011 год, что создает препятствия осуществлению деятельности ООО "Волгоградоблэлектросбыт" ("ВОЭС") на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и свидетельствует о возможности ограничения, устранения конкуренции.
Проверяя законность решения антимонопольного органа по заявлению ФСТ России, не соглашаясь с доводами заявителя, суды исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам. Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Постановлением Управления региональной службы по тарифам администрации Волгоградской области (УРТ) от 12.10.2006 N 15/2 "О согласовании границ зон деятельности гарантирующих поставщиков на территории Волгоградской области" ООО "Волгоградоблэлектросбыт" присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с подпунктом "Б" пункта 36 Правил N 530 и ООО "Волгоградоблэлектросбыт" включено в реестр субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) под регистрационным номером 2.3.0268.
Письмом от 31.03.2010 N 270 ООО "Волгоградоблэлектросбыт" направило в адрес Управления региональной службы по тарифам предложения на покупку электрической энергии с ОРЭМ в 2011 году с целью включения объемов в Сводный прогнозный баланс на 2011 год. Предложения составлены по 36 ГТП.
Управление письмом от 15.06.2010 N 31-05-11/1086 направило ФСТ России предложения по формированию Сводного прогнозного баланса на 2011 год, включающие предложенные объемы покупки ООО "Волгоградоблэлектросбыт" электрической энергии с ОРЭМ в 2011 году, однако данные предложения не включены в первую редакцию Сводного прогнозного баланса на 2011 год (Приказ ФСТ России от 20.07.2010 N 153-Э/1).
Письмом от 06.05.2010 ЕП-3919/14 ФСТ России уведомила УРТ о необходимости направить в адрес ФСТ России информацию: решение УРТ администрации Волгоградской области о лишении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика и включении их зоны деятельности в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Администрация Волгоградской области и УРТ направили в ФСТ России письма от 13.05.2010 N 01-05-11/3272 и от 25.05.2010 N УРТ-04/668, в которых сообщено, что при исполнении предписания УРТ будут нарушены требования пунктов 40 и 41 Правил N 530. УРТ указало, что лишение ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика будет способствовать созданию в Волгоградской области единственного монополиста - поставщика электроэнергии ОАО "Волгоградэнергосбыт" и полной ликвидации конкуренции на розничном рынке электрической энергии в границах региона.
Письмом от 09.06.2010 N СН-4923/14 ФСТ России уведомила УРТ, что решение о лишении или сохранении за ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика принимает УРТ.
Письмом от 30.09.2010N N 4-2393 ФСТ России повторно направлен запрос в УРТ о предоставлении сведений, подтверждающих лишение организаций, в том числе ООО "Волгоградоблэлектросбыт", статуса гарантирующего поставщика.
УРТ письмом от 06.10.2010 3 УРТ-04/1730 сообщило, что при лишении ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика будут не учтены положения пункта 41 Правил N 530.
Предложения ООО "Волгоградоблэлектросбыт" по покупке электрической энергии на ОРЭМ в сводный прогнозный план не включены, в результате чего общество не получены права торговли на ОРЭМ.
Письмами от 19.11.2010 N 01-01-11-м/15399 от 23.11.2010 N 01-05-14-м/15674 администрация Волгоградской области обратилась в ФСТ России с просьбой разрешить вопрос о включении в Сводный прогнозный баланс на 2011 год предложения ООО "Волгоградоблэлектросбыт", однако 24.11.2010 ФСТ России принята конечная редакция Сводного прогнозного баланса на 2011 без учета предложений ООО "Волгоградоблэлектросбыт" (Приказ ФСТ России от 20.06.2010 N 153-э/1, с внесенными изменениями Приказом ФСТ России от 24.11.2010 N 333-э/1).
Проверяя незаконность такого бездействии, суды, правильно применив статью 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", статью 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", Правил N 530, Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 (Правила N 643), пришли к выводу, что оснований для невключения ООО "Волгоградоблэлектросбыт" в реестр гарантирующих поставщиков не имелось.
Так, в соответствии с пунктом 29 Правил N 643 субъект оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием групп точек поставки (ГТП) (за исключением условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16-19(1).
Согласно пунктов 10 и 12 Порядка формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСТ России от 10.06.2009 N 125-э/1, гарантирующие поставщики разрабатывают предложения по формированию сводного прогнозного баланса в увязке с экономическими показателями и направляют их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на согласование.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 530 в случае, если статус гарантирующего поставщика присвоен в соответствии с подпунктами "б" или "в" пункта 36 Правил N 530 организации, не имеющей права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в отношении соответствующих ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика групп точек поставки, эта организация должна получить право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, с 1 января очередного года, но не позднее 01.01.2010, в противном случае она лишается статуса гарантирующего поставщика.
Установив, что ООО "Волгоградоблэлектросбыт" не было лишено в установленном порядке статуса гарантирующего поставщика, суды пришли к правильному выводу о том, что действия ФСТ России незаконны.
Иное толкование норм Правил N 530 заявителем не свидетельствует ос судебной ошибке
Поскольку лишение ООО "Волгоградоблэлектросбыт" статуса гарантирующего поставщика будет способствовать созданию в Волгоградской области единственного монополиста - поставщика электроэнергии ОАО "Волгоградэнергосбыт" полной ликвидации конкуренции на розничном рынке электрической энергии в границах региона, как установили, суды, является правильным и вывод о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренцию.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку доказательств по делу не могут быть приняты во внимание в связи с полномочиями кассационной инстанции при проверке законности судебных актов.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 12 июля 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2013 года по делу N А40-31516/13-148-240 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Воронина |
Судьи |
Р.Р. Латыпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.