г. Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А40-189293/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Егоровой Т. А.,
судей Буяновой Н. В., Черпухиной В. А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Серова Елена Владимировна, доверенность от 21 января 2014 года, паспорт; Ильиных Елена Владимировна, паспорт, доверенность от 21 января 2014 года,
от Инспекции - Шигапова Анастасия Михайловна, паспорт, доверенность от 18 марта 2014 года, удостоверение,
рассмотрев 28 октября 2014 года в судебном заседании кассационную
жалобу ИФНС России N 36 по городу Москве
на решение от 15 апреля 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Паршуковой О.Ю.,
на постановление от 14 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Окуловой Н.О., Нагаевым Р.Г., Солоповой Е.А.,
по заявлению Открытого акционерного общества "Управляющая компания "Алемар"
о признании частично недействительными решений и требования
к ИФНС России N 36 по городу Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "УК "Алемар" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России N 36 по городу Москве (далее - инспекция, налоговый орган) от 19.09.2013 N 1147 в части доначисления суммы неуплаченных налогов в сумме 8 314 980 рублей, в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату или неполную уплату налога на прибыль в размере 20% от неуплаченной суммы за нарушение, предусмотренное статьей 326 НК РФ, в части начисления пени на сумму занижения налога на прибыль в сумме 8 314 980 рублей; требования N 7403 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.12.2013 в части недоимки по налогу на прибыль в сумме 8 314 980 рублей, а также соответствующих сумм пени и штрафа и решения от 20.12.2013 N 25934 в полном объеме (с учетом изменения требований, принятых судом).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, инспекция обратилась в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и, не направляя дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Отзыв представлен и приобщен к материалам дела.
Представители общества в заседании суда возражали против доводов кассационной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве и обжалуемых судебных актах.
Законность судебных актов проверена в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании акта выездной налоговой проверки N 916 от 15.08.2013 налоговым органом вынесено решение от 19.09.2013 N 1147, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 663 281 рубля 40 копеек, налогоплательщику доначислен налог на прибыль в сумме 8 316 407 рублей и начислена пеня в размере 724 300 рублей 63 копеек.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 28.11.2013 N 21-19/123632 решение инспекции оставлено без изменения.
11.12.2013 заявителю в электронной форме по телекоммуникационному каналу связи Такском поступило требование налогового органа N 7403 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 10.12.2013, по почте получено обществом 16.12.2013, в котором указано, что по состоянию на 10.12.2013 за ОАО "УК "Алемар" числится задолженность в сумме 10 704 235 рублей 39 копеек, в том числе по налогам 8 316 407 рублей и последнему предложено погасить задолженность в срок 30.12.2013. В качестве основания взыскания налогов указано решение от 19.09.2013 N 1147, вынесенное по акту проверки N 916 от 15.08.2013 (т.1 л.д.98).
20.12.2013 в связи с истечением срока на исполнение обязанности по уплате налога, сбора, пени и штрафа, налоговым органом вынесено решение N 25394 о взыскании указанных в требовании N 7403 сумм за счет денежных средств общества, а также его электронных денежных средств на счетах в банках.
Основанием для вынесения оспариваемых решений и требования послужили выводы инспекции о том, что общество отразило в налоговом учете доход исходя из стоимости акций, зафиксированной в опционных контрактах, и не произвело перерасчет данной стоимости на дату исполнения опциона. По мнению налогового органа, заявитель обязан был осуществить перерасчет стоимости акций на дату исполнения опциона в соответствии с положениями статьи 326 НК РФ.
Судами установлено, что 04.03.2010 и 05.03.2010 ОАО "УК "Алемар" заключило с покупателем опционные контракты N 040310/77/1 от 04.03.2010 и N 050310/77/1 от 05.03.2010.
Согласно пунктов 1.1, 1.2, 1.3 опционного контракта N 040310/77/1 от 04.03.2010 ОАО "УК "Алемар" обязано продать, а покупатель имеет право приобрести на условиях, предусмотренных контрактом, обыкновенные бездокументарные акции ОАО "РусГидро", номер государственной регистрации выпуска 1-01-55038-Е (акции), в количестве 58 700 000 штук по цене 1,293 рубля, стоимость контракта 75 899 100 рублей.
В соответствии с условиями опционного контракта покупатель имеет право купить акции в любой день, начиная с 09.04.2010, до дня истечения срока действия контракта - 23.04.2010 (пункт 3.1. контракта) путем вручения уведомления о покупке акций (пункт 3.3 контракта).
За приобретение права купить у ОАО "УК "Алемар" акции на условиях, предусмотренных контрактом, покупатель уплачивает ОАО "УК "Алемар" премию в размере 100 000 рублей (пункт 3.5 контракта).
В случае отказа ОАО "УК "Алемар" от передачи покупателю акций в срок (день, следующий за днем получения уведомления) ОАО "УК "Алемар" обязано уплатить покупателю штраф - 50% от суммы контракта.
Согласно пунктов 1.1, 1.3 опционного контракта N 050310/77/1 от 05.03.2010 ОАО "УК "Алемар" обязано продать, а покупатель имеет право приобрести на условиях, предусмотренных контрактом, акции того же эмитента, номер государственной регистрации выпуска 1-01-55038-Е, в количестве 43 500 000 штук по цене 1,299 рублей, стоимость контракта 56 506 500 рублей.
Условия опционного контракта 050310/77/1 от 05.03.2010 аналогичны.
Цены поставки акций на момент заключения опционных контрактов были выше наименьшей цены, сложившейся на рынке ЗАО "ФБ ММВБ", которая равнялась на 04.03.2010 - 1,292 рубля, а на 05.03.2010 - 1,298 рублей, что подтверждается ответом ОАО Московская Биржа от 09.08.2013 N 78-06/381 на запрос ИФНС N 36 по городу Москве от 02.08.2013 N 15-10/022300.
Оба контракта были фактически исполнены согласно условиям, закрепленных в них: по опционному контракту от 04.03.2010 N 040310/77/1 уведомление о реализации права купить акции получено 09.04.2010, срок оплаты суммы контракта - 09.04.2010, поставка акций - 09.04.2010, акции списаны 09.04.2010 (выписка по счету ДЕПО от 09.04.2010); по опционному контракту от 05.03.2010 N 050310/77/1 уведомление о реализации права купить акции получено 09.04.2010, срок оплаты суммы контракта - 14.04.2010, поставка акций -14.04.2010 акции списаны 14.04.2010 (выписка по счету ДЕПО от 14.04.2010).
Учитывая установленные обстоятельства, судебные инстанции пришли к выводу о том, что каждая из сторон реализовала свои права и исполнила свои обязанности в полном соответствии с условиями опционных контрактов.
Применив положения статьи 301 НК РФ и статьи 2 Закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", судебные инстанции указали, что базисными активами рассматриваемых опционных контрактов являются акции в количестве 58 700 000 штук по цене 1,293 рубля на сумму контракта 75 899 100 рублей и акции в количестве 43 5000 000 штук по цене 1,299 рублей за штуку на сумму контракта 56 506 500 рублей соответственно. Исполнением прав и обязанностей по рассматриваемым контрактам являлась передача акций на условиях, предусмотренных контрактом, что соответствует пункту 2 статьи 301 НК РФ, предусматривающему, что исполнением прав и обязанностей по операциям с ФИСС является их исполнение путем поставки базисного актива.
Абзац 2 пункта 2 статьи 301 НК РФ устанавливает, что налогоплательщик вправе самостоятельно квалифицировать сделку, условия которой предусматривают поставку базисного актива, признавая ее операцией с ФИСС либо сделкой на поставку предмета сделки с отсрочкой исполнения. Критерии отнесения сделок, предусматривающих поставку предмета сделки, к категории операций с ФИСС должны быть определены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно Приказу N 46 от 31.12.2009 "Об учетной политике предприятия для целей налогообложения" на 2010 год (учетная политика ОАО "УК "Алемар" на 2010 год) опционы, предусматривающие поставку базисного актива, относятся к категории операций с финансовыми инструментами срочных сделок (пункт 2.9.).
Поскольку опционные контракты от 04.03.2010 и от 05.03.2010 заключались не на организованном рынке, то в силу пункта 3 статьи 301 НК РФ не являются обращающимися ФИСС на организованном рынке, так как порядок их заключения, обращения и исполнения устанавливался между ОАО "УК "Алемар" и покупателем самостоятельно.
При этом со стороны ОАО "УК "Алемар" соблюдено условие пункта 3.1. статьи 301 НК РФ, опционные контракты заключены 04.03.2010 и 05.03.2010 и исполнены 09.04.2010 и 14.04.2010 соответственно, промежуток времени между заключением и исполнением рассматриваемых контрактов составляет 37 и 41 день.
Судами правомерно указано на то, что особенности формирования доходов и расходов по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке определяются статьей 303 НК РФ, которая предусматривает, что доходами в данном случае признаются:
1) суммы денежных средств, причитающиеся к получению в отчетном (налоговом) периоде одним из участников срочной сделки при ее исполнении (в случае ОАО "УК "Алемар" - премии по опционам);
2) иные суммы, причитающиеся к получению в (отчетном) налоговом периоде в том числе в порядке расчетов по операциям предусматривающим поставку базисного актива (в случае ОАО "УК "Алемар" - выручка от продажи акций).
Расходом по вышеуказанным операциям применительно к сделкам ОАО "УК "Алемар" согласно пункту 2 статьи 303 НК РФ является стоимость базисного актива, передаваемого по сделкам, предусматривающим поставку базисного актива.
Согласно пункту 3 статьи 304 НК РФ налоговая база по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, определяется как разница между доходами по указанным операциям со всеми базисными активами и расходами по указанным операциям со всеми базисными активами за отчетный (налоговый) период.
Особенности оценки для целей налогообложения операций с ФИСС устанавливается статьей 305 НК РФ.
В период с 01.01.2010 по 31.12.2010 действовал порядок, установленный пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ, согласно которому расчетная стоимость ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, может определяться налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика с использованием методов оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения данной расчетной стоимости, а также методы оценки должны быть закреплены в учетной политике налогоплательщика.
В период действия и исполнения опционных договоров ОАО "УК "Алемар" законодательно не был утвержден иной порядок определения расчетной стоимости ФИСС. Порядок был утвержден приказом ФСФР от 09.11.10 N 10- 67/пз-н.
Порядок ведения налогового учета по срочным сделкам при применении метода начисления установлен статьей 326 НК РФ, согласно положениям которой данные регистров налогового учета должны содержать суммы требований (обязательств) в соответствии с условиями заключенных договоров (абзац 4).
Проанализировав положения статей 303, 304, 305 и 326 НК РФ, определяющих порядок расчета налоговой базы и ведения налогового учета по ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, судебные инстанции пришли к выводу о правильности расчета налоговой базы и ведения налогового учета ОАО "УК "Алемар" по рассматриваемым опционным контрактам.
Следуя положениям указанных норм права заявитель, в соответствии с условиями заключенных договоров, отразил в составе доходов премии по опционам (100 000 и 70 000 рублей соответственно) и выручку от реализации базисного актива (75 899 100 и 56 506 500 рублей соответственно), итого доход составил 132 575 600 рублей.
Судами установлено, что для целей налогообложения на момент исполнения сделки все обязательства по опционам оценены в соответствии с условиями заключенных договоров. В составе расходов ОАО "УК "Алемар" указало балансовую стоимость передаваемого базисного актива в общей сумме 128 482 280 рублей 41 копейка. Прибыль по данным операциям в сумме 4 093 319 рублей 59 копеек включена в налоговую базу по налогу на прибыль. Расчет доходов и расходов подтверждается справками о финансовом результате по опционным контрактам от 04.03.2010 N 040310/77/1, от 05.03.2010 N 050310/77/1, составленными на основании данных налоговых регистров, которые предоставлялись в налоговый орган при проведении проверки.
Таким образом, вывод налогового органа о том, что "разница между фактически отраженным доходом для целей налогообложения и доходом, определяемом с учетом положений статьи 326 НК РФ, составила 41 574 900 (173 980 500 - 132 575 600 + 170 000)", правомерно признан судами необоснованным и противоречащим положениям статей 303, 305 и 326 НК РФ, в связи с чем, вывод налогового органа о занижении ОАО "УК "Алемар" налоговой базы по налогу на прибыль в нарушение в размере 41 574 900 рублей не может быть признан правомерным.
Учитывая неправомерность вынесения решения от 19.09.2013 N 1147, вынесенное на его основании требование N 7403 правомерно признано судом незаконным.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию налогового органа по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ переоценка исследованных судами первой и апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы инспекции, доводы которой противоречат установленным судами фактическим обстоятельствам дела, а принятые по делу судебные акты считает законными и обоснованными.
Иная оценка налоговым органом установленных судами обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной судами при рассмотрении дела судебной ошибки.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ все приведенные налоговым органом доводы и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, обоснованно признали оспариваемое решение инспекции недействительным.
Нарушения или неправильного применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2014 года по делу N А40-189293/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 36 по городу Москве - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Т.А.Егорова |
Судьи |
Н.В.Буянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.