Москва |
|
23 января 2014 г. |
Дело N А40-33183/12-21-307 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего судьи Новосёлова А.Л.,
судей Малюшина А.А. и Тутубалиной Л.А.
при участии в заседании:
от истца - ЗАО "Системные Проекты" - Волченко С.Ю. (дов. от 01.02.2012)
от ответчика Минэкономразвития России - Аникиной И.М. (дов. от 04.09.2013), Вилкина С.С. (дов. от 30.05.2013)
от третьих лиц:
рассмотрев 16 января 2014 года в судебном заседании
кассационную жалобу Министерства экономического развития Российской Федерации
на решение от 16 июля 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление от 30 сентября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Юрковой Н.В., Баниным И.Н., Сазоновой Е.А.,
по иску Закрытого акционерного общества "Системные Проекты" (ОГРН 1097746013310)
к Министерству экономического развития Российской Федерации (ОГРН 1027700575385)
третьи лица: 1) Брауде-Золотарева М.Ю.; 2) Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ"
о взыскании 4 918 546 руб. 66 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое Акционерное Общество "Системные проекты" (ЗАО "Системные проекты") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Министерству экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) о взыскании задолженности по Государственному контракту N ГК-173-ОФ/Д01 от 07 ноября 2011 года на выполнение работ по методическому обеспечению и проектированию федеральной информационной системы для досудебного обжалования при предоставлении государственных и муниципальных нужд, а также неустойки за ненадлежащее исполнение обязательств по Государственному контракту N ГК-173-ОФ/Д01 от 07 ноября 2011 года.
Ответчиком заявлено встречное исковое заявление о расторжении государственного контракта N ГК-155-ОФ/Д01 от 07 ноября 2011 года, взыскании неустойки в размере 243.140 руб. 40 коп.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены М.Ю. Брауде-Золотарева, Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства при Президенте РФ" и Фонд "Институт экономической политики им. Е. Т. Гайдара".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2013 г. с Министерства экономического развития Российской Федерации в пользу ЗАО "Системные проекты" взыскан долг в размере 4.850.000, неустойка в размере 68.546 руб. 66 коп. Встречное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Решение мотивировано следующим образом.
Между ЗАО "Системные Проекты" (Исполнитель) и Министерством экономического развития Российской Федерации (Заказчик) 07 ноября 2011 года заключен Государственный контракт N ГЛ-155-ОФ/Д01 на выполнение работ по развитию инфраструктуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием универсальной электронной карты гражданина.
В соответствии с условиями контракта исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ в рамках государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)" по развитию инфраструктуры предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием электронной карты гражданина.
Перечень работ, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены в Техническом задании (Приложение N 1), являющемся неотъемлемой частью Контракта.
Пунктом 1.3 Контракта установлено, что сроки выполнения работ определяются календарным планом выполнения работ по Контракту (Приложение N 2).
Стоимость выполняемых работ составляет 4.850.000 рублей (п. 3.1). В соответствии с календарным планом (Приложение N 2) выполнение работ разделено на два этапа.
Стоимость 1 этапа работ - 1.697.500 рублей. Стоимость 2 этапа работ - 3.152.500 рублей. Порядок и сроки выполнения и сдачи-приемки работ определен разделом 4 Государственного контракта.
Согласно пункту 4.3 Контракта для приемки работ Заказчиком создается приемочная комиссия. При выявлении несоответствий или недостатков работ, препятствующих приемке работ, оформляется акт с указанием выявленных недостатков и сроков их устранения. После устранения выявленных недостатков составляется акт об их устранении. Согласно п.1 ст.720 Гражданского Кодекса Российской Федерации, Письмами о направлении отчетов по выполнению работ от 14 ноября 2011 г. N 212, от 05 декабря 2011 г. N 230, от 07 декабря 2011 г. N 232, от 19 декабря 2011 г N 242, от 26 декабря 2011 г N 253, от 30 декабря 2011 г N 255 подтверждается факт оказания услуг по контракту.
Определением суда первой инстанции по данному делу была назначена судебная экспертиза, которой установлено, что выполнение работ исполнителем, предусмотренных ГК-155, осуществлено не в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с требованиями ГК-155, включая техническое задание, являющееся приложением N 1 к ГК-155, требованиями нормативных правовых актов и иных обязательных документов, правилами юридической техники. Эксперт в экспертном заключении указал, что невыполнение Исполнителем работ, предусмотренных государственным контрактом N ГК-155-ОФ/Д01 от 07 ноября 2011 г., в полном объеме и надлежащего качества в соответствии с установленными требованиями с представлением соответствующих результатов работ, не является существенным. Стоимость таких невыполненных (выполненных ненадлежащим образом) работ составляет 0 рублей 00 копеек. В соответствии с выводами экспертов, положений контракта и технического задания, обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о надлежащем выполнении ЗАО "Системные проекты" согласованных работ по контракту и соответствию их требованиям контракта, технического задания, являющегося неотъемлемой частью контракта, и требованиям ГОСТ.
В своем встречном иске Министерство экономического развития Российской Федерации просило расторгнуть контракт и взыскать с ЗАО "Системные проекты" неустойку в размере 243.140 руб. 40 коп.
Отказывая в удовлетворении встречных исковых требований, суд указал, что материалами дела подтвержден факт выполнения исполнителем своих обязательств по контракту, факт информирования заказчика о готовности результата работ, факт доработки (исправления недостатков) в первоначально переданной документации и повторное предоставление отчета.
В обоснование отказа от приемки работ Министерство экономического развития Российской Федерации ссылается на экспертное заключение Фонда "Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара", согласно которому результаты работ по второму этапу контракта имеют существенные недостатки и не соответствуют его требованиям. Вместе с тем, судом первой инстанции данное экспертное заключение обоснованно не признано надлежащим доказательством по делу.
Первая инстанция установила, что в данном экспертном заключении в нарушение требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04 июля 2011 года N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядок его утверждения (ФСО N 5)" отсутствуют сведения о дате и месте производства экспертизы, основаниях проведения экспертизы, сведения об эксперте (образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание), отсутствуют вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований и материалы, представленные для производства экспертизы (а именно: дата представленных отчетных материалов и их количество - объем), отсутствуют сведения о примененных методах исследований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 года решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минэкономразвития просит решение от 16 июля 2013 года и постановление от 30 сентября 2013 года отменить и в первоначальном иске отказать, а встречный иск удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 420 и 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ч. 2 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не правильном применении ст. 8 и 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а так же Приказа Минэкономразвития России от 04 июля 2011 года N328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядок его утверждения (ФСО N 5)".
Давая объяснения в заседании кассационной инстанции, представители Минэкономразвития привели доводы, аналогичные изложенным в кассационной жалобе.
Представитель ЗАО "Системные проекты" просил оставить без изменения решение и постановление апелляционной инстанции, сославшись на их законность и обоснованность, а также на несостоятельность доводов жалобы.
Будучи надлежаще извещенными о месте и времени и месте судебного заседания, третьи лица своих представителей в суд не направили.
Проверив доводы жалобы и материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 30 сентября 2013 года и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2013 года.
Первая инстанция и апелляционная инстанция, в соответствии с ч.1 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривавшая дело, правильно определили спорное правоотношение и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснили имеющие значение для дела обстоятельства.
Выводы судов об этих обстоятельствах основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемых судебных актах и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами также были надлежащим образом оценены представленные сторонами в дело экспертные заключения.
Заключение Фонда "Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара" обоснованно отклонено судом, поскольку допущенные при его подготовке и составлении недостатки не позволяют признать это заключение допустимым и достоверным доказательством в арбитражном процессе.
Исходя из установленных обстоятельств дела, первая и апелляционная инстанция правильно применили нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, в том числе нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о толковании договора, о подряде.
Выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Нарушения норм процессуального права, являющегося в силу ч.3 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения, постановления, по делу не установлено.
С учетом изложенного, кассационная жалоба удовлетворена быть не может.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 июля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 года по делу N А40-33183/12-21-307 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
А.Л. Новосёлов |
Судьи |
А.А. Малюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.