г. Москва |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А40-55353/13-106-335 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В. А.,
судей Борзыкина М. В., Латыповой Р. Р.,
при участии в заседании:
от заявителя ЗАО "Топливо-заправочный сервис" - Прохоров В.И. - дов. от 09.01.2014 г. N 001-юр
от ответчика Федеральная служба по тарифам - Михеев И.Р. - дов. от 13.05.2013 г. N 9/13
рассмотрев 21 января 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Топливо-заправочный сервис"
на решение от 06 августа 2013 года
Арбитражного суда города Москвы
принятое судьей Кузнецовой С.А.,
на постановление от 17 октября 2013 года
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.
по заявлению ЗАО "Топливо-заправочный сервис" (ОГРН: 1047746325709)
к Федеральной службе по тарифам (ФСТ России )
о признании незаконным приказа
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Топливо-заправочный сервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным приказа Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 11.03.2013 г. N 232-Т "Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий"; обязании исключить общество из реестра субъектов естественных монополий; прекратить в отношении предприятия режим государственного регулирования цен (тарифов).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06.08.2013 г., оставленного без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2013 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
Законность вынесенных судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 АПК РФ.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Полагает вынесенные судебные акты незаконны и приняты с нарушением норм действующего законодательства.
Представитель ФСТ России против доводов жалобы возражал, указав на законность обжалуемых по делу судебных актов. Просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения. В материалы дела представлен отзыв, в котором выражается несогласие с позицией подателя жалобы.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа ФСТ России от 17.02.2012 г. N 94-т "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" общество было включено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте за регистрационным N 77/2/13.
Приказом от 22.01.2013 г. N 5-Т/5 "О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к приказу ФСТ России от 05.06.2012 г. N 137-Т и об утверждении тарифов на услуги в аэропорту Внуково, оказываемые ЗАО "Топливо-заправочный сервис", ФСТ России утверждены предельные максимальные тарифы за обслуживание воздушных судов юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, пользующихся услугами в аэропорту Внуково.
14 февраля 2012 г. общество обратилось в ФСТ России с заявлением о прекращении регулирования и исключении предприятия из реестра субъектов естественных монополий.
В связи с поступившим заявлением ФСТ России на основании заключения Управления регулирования транспорта ФСТ России 11.03.2013 г. принят приказ N 232-Т "Об отсутствии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий".
Посчитав данный приказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" услуги по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива включены в перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них.
ФСТ России на основании Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 является, в том числе, федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, к полномочиям которого, в том числе, относится: формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов); принятие решений о включении в реестр субъектов естественных монополий либо об исключении из него.
Приказом ФСТ России от 13.10.2010 г. N 481-э был утвержден Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и Перечень документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий.
На основании пункта 27 Порядка в ходе рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественной монополии, определяется: наличие в собственности или на иных законных основаниях имущества, предназначенного для производства товаров (оказания услуг) в сферах, указанных в статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ; фактическое осуществление хозяйствующим субъектом деятельности на соответствующем товарном рынке в условиях естественной монополии.
Пунктом 78 Порядка определено, что открытие дела о прекращении регулирования и рассмотрение документов осуществляется на основании заявления хозяйствующего субъекта о прекращении регулирования.
В силу пункта 87 Порядка профильное управление ФСТ России готовит заключение по делу о прекращении регулирования. В заключении должен содержаться, в том числе, анализ деятельности хозяйствующего субъекта, проведенный в соответствии с главой VI Порядка.
Управлением регулирования транспорта ФСТ России на основании требований действующего законодательства был проведен анализ деятельности общества и анализ наличия (отсутствия) состояния естественной монополии и установлено, что в географических границах рынка - границах аэропорта Внуково, и в продуктовых границах рынка - обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и хранение авиационного топлива деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта общество и ЗАО "Авиационно-заправочная компания"; тарифы за обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом и по хранению авиационного топлива, утвержденные приказами ФСТ России от 22.01.2013 г. N 5-т/5 и от 22.01.2013 г. N 6-т/6 соответственно, для данных хозяйствующих субъектов установлены на одном уровне и не препятствуют развитию конкуренции; в сфере оказания услуг по обеспечению заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива суммарная доля предоставляемых обществом услуг составляет 89,6 %.
Учитывая данное заключение, ФСТ России было принято правомерное решение об отказе обществу в прекращении государственного регулирования и исключению из Реестра естественных монополий на транспорте.
Доказательств, свидетельствующих о неправильно сделанных Управлением выводов, общество в материалы дела не представило.
Позиция общества о том, что в рамках географических границ рассматриваемого рынка услуг имеется конкуренция в связи с наличием на нем другого участника - ЗАО "Авиационно-заправочная компания", исследована судами.
Как верно указали суды, Правительство РФ приняло решение о создании не менее двух топливно-заправочных комплексов в основных крупных аэропортах страны; переводе топливно-заправочных комплексов на выполнение исключительно услуг по хранению топлива по государственно регулируемым тарифам.
Также согласно протоколу заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 16.10.2012 г. N 1 ФСТ России было поручено продолжать работу по установлению тарифов на хранение авиационного топлива и заправку воздушных судов, обеспечивающих выравнивание тарифов в аэропортах Российской Федерации; принять необходимые меры по недопущению необоснованного роста стоимости услуг по хранению авиатоплива топливно-заправочными комплексами, в том числе путем организации мониторинга на постоянной основе входной стоимости топлива и цены его реализации конечным потребителям (авиакомпаниям).
Таким образом, суды пришли к верному выводу о том, что наличие второго участника на товарном рынке по оказанию услуг обеспечения заправки воздушных судов авиационным топливом и хранению авиационного топлива не свидетельствует о наличии оснований для прекращения регулирования деятельности субъекта естественных монополий.
У суда кассационной инстанции при данных обстоятельствах не имеется правовых оснований для отмены вынесенных судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Иная оценка заявителем установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 августа 2013 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2013 года по делу N А40-55353/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А.Долгашева |
Судьи |
М.В.Борзыкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.