г. Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А40-5038/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 2 марта 2015 г. N 305-АД14-9042 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Ананьиной Е.А., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Москвитин О.А. по дов. N 346-14 от 30.06.2014; Хохлова Ю.Г. по дов. N 266-14 от 29.05.2014
от административного органа: Шимкус М.А. по дов. от 04.08.2014 N КА/31139/14
от третьего лица: Домина А.В. по дов. от 26.12.2013
рассмотрев 23 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение от 14 апреля 2014 года Арбитражного суда города Москвы принятое судьей Дранко Л.А., на постановление от 10 июля 2014 года Девятого арбитражного апелляционного суда принятое судьями Свиридовым В.А., Каменецким Д.В., Якутовым Э.В.,
по заявлению открытого акционерного общества "ФСК ЕЭС" (ОГРН 1024701893336)
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Русэнергосбыт"
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы" (далее - заявитель, общество, ОАО "ФСК ЕЭС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным постановления Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России, антимонопольный орган) от 22.08.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 128 266 395, 19 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Русэнергосбыт".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом ненормативный правовой акт антимонопольного органа изменен в части размера назначенного обществу штрафа. Сумма взыскиваемого с ОАО "ФСК ЕЭС" уменьшена до 100 000 руб.
Не согласившись с судебными актами судов первой и апелляционной инстанции в части снижения размера штрафа, антимонопольный орган обратился в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление судов двух инстанций отменить. В частности указывает, что в принятых судебных актах отсутствует объективное обоснование снижения судами назначенного обществу административного штрафа до 100 000 рублей.
От ОАО "ФСК ЕЭС" и ООО "Русэнергосбыт" поступили письменные отзывы на кассационную жалобу.
С учетом мнения представителей сторон, суд, совещаясь на месте, определил отзывы приобщить к материалам дела.
Представители ФАС России и третьего лица доводы жалобы поддержали, просили решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций отменить в части, дело направить на новое рассмотрение.
Представители ОАО "ФСК ЕЭС" возражали против доводов, изложенных в кассационной жалобе, просили оспариваемые судебные акты оставить в силе, как законные и обоснованные.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением от 17.09.2012 N ПС/30179 по делу N 1 10/86-12 ФАС России признала ОАО "ФСК ЕЭС" нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О Защите конкуренции") в части необоснованного уклонения от заключения договора с ООО "Русэнергосбыт" на оказание услуг по передаче энергии.
На основании указанного решения антимонопольным органом возбуждено дело N 4-14.31-162/00-21-13 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, составлен протокол и вынесено постановление от 22.08.2013 N ЦА/32951/13 о привлечении общества к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 128 266 395, 19 руб.
Указанное постановление антимонопольного органа ОАО "ФСК ЕЭС" оспорило в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Положениями части 2 статьи 14.31 КоАП РФ КоАП РФ установлена ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Суды двух инстанций, исследуя и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, установили наличие в действиях ОАО "ФСК ЕЭС" объективной стороны вмененного обществу административного правонарушения, в связи с чем признали законным постановление ФАС России о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу о неверном определении антимонопольным органом размера штрафа.
В силу ст. 14.31 КоАП РФ штраф рассчитывается исходя из выручки от реализации товара (работ, услуг), полученной на рынке, на котором совершено нарушение. Таким образом, подлежал установлению товарный рынок, на котором совершено нарушение.
Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, географические границы являются неотъемлемой характеристикой товарного рынка и в силу статьи 14.31 КоАП РФ подлежат обязательному определению, в том числе, и для правильного расчета штрафа, назначения административного наказания.
Между тем, в решении и оспариваемом постановлении ФАС России, а также в иных материалах дела отсутствуют сведения об определении антимонопольным органом географических границ спорных товарных рынков.
Судами при рассмотрении дела установлено, что в части примененного к обществу административного наказания в размере назначенного штрафа оспариваемое постановление не может быть признано мотивированным, поскольку не содержит достоверных сведений о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) на указанном товарном рынке, в связи с чем суды определили размер штрафа в сумме 100 000 рублей, что является минимальным размером санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию ФАС России по делу и направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
С учетом вышеизложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие антимонопольного органа с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебных актов судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 июля 2014 года по делу N А40-5038/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, географические границы являются неотъемлемой характеристикой товарного рынка и в силу статьи 14.31 КоАП РФ подлежат обязательному определению, в том числе, и для правильного расчета штрафа, назначения административного наказания.
...
Судами при рассмотрении дела установлено, что в части примененного к обществу административного наказания в размере назначенного штрафа оспариваемое постановление не может быть признано мотивированным, поскольку не содержит достоверных сведений о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг) на указанном товарном рынке, в связи с чем суды определили размер штрафа в сумме 100 000 рублей, что является минимальным размером санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2014 г. N Ф05-11897/14 по делу N А40-5038/2014