город Москва |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А41-6216/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области": не явились, извещены;
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "МТС": Андросовой Н.В. (дов. N 0032/12 от 15.03.2012 г.),
рассмотрев 21-28 октября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2014 г.,
принятое судьей Бирюковой Р.Ш.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 г.,
принятое судьями Епифанцевой С.Ю., Коноваловым С.А., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-6216/14
по иску Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" (ОГРН 1025000928611; 140200, Московская область, г. Воскресенск, площадь Ленина, д. 3)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:29:0060221:24,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); открытое акционерное общество "Мобильные ТелеСистемы" (ОГРН 1027700149124; 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4)
УСТАНОВИЛ: на основании постановления Главы муниципального образования "Воскресенский район" Московской области N 259 от 06 мая 2003 г. открытому акционерному обществу "Мобильные ТелеСистемы" (далее - ОАО "МТС") предоставлен земельный участок в аренду площадью 103 кв.м. по адресу: Московская область, г. Воскресенск, дер. Степанщино для строительства металлической антенной опоры высотой 70 метров и базовой станции сотовой связи.
Во исполнение указанного постановления 27 июня 2003 г. между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Воскресенский район" (арендодатель) и ОАО "МТС" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка для ведения предпринимательской деятельности N 105, по условиям которого последний принял в аренду земельный участок общей площадью 103 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, д. Степанщино для строительства металлической антенной опоры высотой 70 метров и базовой станции сотовой связи, сроком на три года (по 05 мая 2006 г.).
01 ноября 2013 г. Муниципальным учреждением "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 29/028/2013-212, в соответствии с которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:29:0060221:24 (предыдущий кадастровый номер 50:29:0060201:19) является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, Муниципальное учреждение "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 130 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0060221:24, расположенный по адресу: Московская область, г. Воскресенск, д. Степанщино.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано, что судами не исследовался вопрос о наличии оснований регистрации права собственности РФ, а также включения спорного объекта в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и не применены положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 21 октября 2014 г. был объявлен перерыв до 28 октября 2014 г.
В заседании кассационной инстанции представитель ОАО "МТС" с доводами кассационной жалобы не согласился.
Представители Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области", ТУ Росимущества в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области_ в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
При рассмотрении спора был проведен осмотр земельного участка, из акта обследования земельного участка от 17 декабря 2013 г. следует, что на земельном участке общей площадью 103 кв.м., с кадастровым номером 50:29:0060221:24, расположенный по адресу: Московская область, Воскресенский район, д. Степанщино, находится объект недвижимости - сооружение: башня под антенны сотовой радиотелефонной связи, принадлежащий на праве собственности ОАО "МТС", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 50 АД N 731727 от 04 ноября 2003 г., объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области суду апелляционной инстанции не представлено.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области указывает на неприменение судами положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, требований о сносе самовольной постройки по настоящему делу не заявлено.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 г. по делу N А41-6216/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.