Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А40-120785/13-169-254 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Л.А. Тутубалиной,
судей: А.Л. Новоселова, Т.В. Федосеевой,
при участии в заседании:
от истца - Петернина ОН, дов. от 11.04.2012, Бусев АП, дов. от 01.07.2014,
от ответчика: РФ в лице Минфина РФ - Баскова СО, дов. от 15.10.2013, от РФ в лице Росжелдора - Авдеева АН, дов. от 26.02.2014,
от третьего лица: Гончаров ЕС, дов. от 21.07.2014,
рассмотрев 23 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу
истца Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания"
на постановление от 03 июля 2014 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Юрковой Н.В., Седовым С.П., Семикиной О.Н.,
по иску Открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (г. Москва, ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта (г.Москва, ул. Старая Басманная, д. 11/2, стр. 1) и Министерства Финансов Российской Федерации (г.Москва, ул. Ильинка, д. 9)
третье лицо: Минтранс России
о взыскании 8 971 683 001,50 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - ОАО "ФПК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Федерального Агентства железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор), Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) за счет казны Российской Федерации убытков, причиненных в связи с неисполнением обязательства по компенсации потерь в доходах, возникших в связи с государственным регулированием тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) в октябре -декабре 2011 года в размере 8 971 683 001,50 руб.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмета спора, в деле участвует министерство транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
Исковые требования мотивированы тем, что истец понес убытки в виде неполученных доходов от провозной платы, которые истец бы получил при обычных условиях гражданского оборота, при отсутствии государственного регулирования тарифов.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 иск о взыскании убытков удовлетворен с Российской Федерации в лице Министерства финансов за счет казны Российской Федерации. Суд также отказал в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Суд исходил из того, что заявленные ко взысканию потери в результате государственного регулирования тарифов на перевозку населения являются убытками истца от предоставления льгот, Российской Федерацией в полном объеме не компенсированы.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2014 решение Арбитражного суда города Москвы от 11.04.2014 отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым постановлением, истец подал кассационную жалобу, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права, несоответствием изложенных в нем выводов обстоятельствам дела и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Истец в кассационной жалобе оспаривает выводы апелляционного суда о том, что заявленная сумма не является убытками, что у государства отсутствует обязанность компенсировать такие потери сверх цены договора, заключенного на компенсацию таких потерь, что они понесены истцом в связи с исполнением действующего законодательства, что противоправность действий (бездействия) ответчика отсутствует, что истец не доказал факт экономической необоснованности регулируемого тарифа.
Ссылаясь на пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" истец считает, что государство, устанавливая истцу, как субъекту естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, регулируемый тариф на перевозку всего населения предоставляет тем самым преимущества населению по отношению к экономически обоснованному тарифу, потери истца в доходах в результате установления таких преимуществ являются его убытками - потерями от установления льгот и преимуществ, которые должны быть компенсированы в полном объеме государством в соответствии с Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 207 (далее - Правила N 207).
Также истец ссылается на неприменение апелляционным судом подлежащих, по его мнению, применению положений статей 12, 15, 16, 128, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона "О естественных монополиях", статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Правил N 207.
Судебной коллегией суда кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела пояснений истца к кассационной жалобе, как ее дополнения, поданных за пределами срока на кассационное обжалование в отсутствие уважительных причин пропуска срока, и в качестве объяснений в силу того, что объяснения согласно статье 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются видом доказательств, исследовать и приобщать к материалам дела которые в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Также судебной коллегией суда кассационной инстанции отказано в приобщении к материалам дела объяснения Росжелдора в качестве отзыва, поскольку в нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации его копии не были заблаговременно направлены всем лицам, участвующим в деле, истец возражает против его приобщения без отложения дела для ознакомления с ним, и в качестве объяснения, поскольку объяснения согласно статье 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются видом доказательств, исследовать и приобщать к материалам дела которые в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель истца поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ответчика от Минфина России возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов. Представитель ответчика от Росжелдора оставил разрешение кассационной жалобы на усмотрение суда, пояснив, что его интересы судебным актом не нарушены.
Третье лицо Минтранс России оставил разрешение кассационной жалобы на усмотрение суда.
Заслушав стороны, третье лицо, рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления в связи со следующим.
Апелляционным судом правомерно отменено решение суда первой инстанции, как вынесенное при неправильном определении правовой природы заявленного ко взысканию денежного требования, что привело к неправильному применению норм материального права и неверным выводам.
Как установлено апелляционным судом и следует из материалов дела, ОАО "ФПК", являясь публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров по регулируемым государством тарифам на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах.
22.02.2011 между ОАО "ФПК" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта был заключен договор N 787д/ФПКФин-11-54/2 о предоставлении субсидий ОАО "ФПК" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах) без учета потерь в доходах, возникающих при предоставлении льгот и скидок, компенсация которых предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации. Договор был заключен во исполнение Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 207 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах)".
Предметом договора является предоставление в 2011 субсидий ОАО "ФПК" на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), определяемых как разность между доходами, которые ОАО "ФПК" могло бы получить в случае применения экономически обоснованного уровня тарифа, определяемого на основе себестоимости перевозок и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность перевозок пассажиров в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования, и доходами ОАО "ФПК", полученными в результате применения регулированных государством тарифов (без учета потерь в доходах, возникающих при предоставлении льгот и скидок, компенсация которых предусмотрена нормативными правовыми актами Российской Федерации), в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели агентству в федеральном бюджете на 2011 год по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" в сумме не более 29 544 000 000 руб.
Предусмотренная договором субсидия на компенсацию оговоренных потерь в определенном договором размере - 29 544 000 000 руб. истцом получена в полном объеме.
Истец, помимо полученной субсидии, также заявлял Федеральному агентству железнодорожного транспорта в целях компенсации за октябрь - декабрь 2011 года указанную в иске сумму, в компенсации которой ему отказано ввиду полного исполнения договорных обязательств, отсутствия бюджетного финансирования в большем объеме.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что обстоятельства дела апелляционным судом установлены достаточно полно и правильно.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции поддерживает вывод апелляционного суда о том, что заявленная ко взысканию сумма не является убытками истца в понимании статей 15, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Данные нормы регулируют правоотношения по возмещению потерь (расходов) в результате установления Российской Федерацией либо субъектом Российской Федерации льгот и преимуществ по провозной плате, тарифам, сборам и плате на транспорте общего пользования.
Такие льготы или преимущества должны быть установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации для какой-либо определенной в них категории пользователей общественным транспортом (ветераны, инвалиды, герои войны и др).
Истец является субъектом естественной монополии.
Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является методом регулирования деятельности субъектов естественных монополий и не представляет собой установление льгот и преимуществ для каких-либо отдельных категорий потребителей.
Устанавливаемые для субъекта естественной монополии тарифы - регулируемые тарифы в равной степени одинаковы для всех пользователей, в частности в данном случае регулируемые тарифы на железнодорожные перевозки в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах одинаковы для всех категорий населения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" утверждено Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения государственное регулирование тарифов, сборов и платы осуществляется, в том числе, в целях создания условий для устойчивого безопасного функционирования и динамичного развития железнодорожного транспорта общего пользования; обеспечения баланса интересов организаций железнодорожного транспорта и пользователей их услугами; создания условий для развития конкуренции на железнодорожном транспорте общего пользования; обеспечения недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе к услугам по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования; создания экономических стимулов, обеспечивающих оптимизацию себестоимости услуг железнодорожного транспорта и улучшение их качества.
Государственное регулирование тарифов, сборов и платы основывается, в том числе, на принципах установления тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования; применения на всей территории Российской Федерации единых принципов регулирования тарифов, сборов и платы (пункт 5 Положения).
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что основным методом государственного регулирования тарифов, сборов и платы является метод экономически обоснованных затрат.
При установлении тарифов, сборов и платы с учетом необходимости обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения, а также конкурентоспособности экономики страны допускается применение перекрестного субсидирования в отношении регулируемых тарифов, сборов и платы, а также при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Именно в таких целях Российская Федерация урегулировала в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 207 вопросы предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании (в плацкартных и общих вагонах), для реализации которых 22.02.2011 между ОАО "ФПК" и Федеральным агентством железнодорожного транспорта был заключен договор N 787д/ФПКФин-11-54/2 о предоставлении субсидий, который надлежащим образом исполнен.
Субсидии организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, предоставляются в качестве экономической поддержки государства, не являются компенсацией убытков от предоставления льгот и преимуществ в понимании статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Государство не может быть понуждено в предоставлении субсидий в большем размере, чем оно это предусмотрело в установленном порядке при формировании бюджета.
Предоставление субсидии в размере, полученном истцом, было предусмотрено в федеральном бюджете на 2011 год. Бюджет утверждается в форме Федерального закона. Исковое требование направлено по своей сути на изменение неустановленным способом Федерального закона о бюджете.
Учитывая изложенное, апелляционный суд сделал верный вывод, что потери в доходах, возникшие в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, учитывая их правовую природу, не могут в смысле статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации расцениваться, как убытки.
Иные доводы кассационной жалобы, как не опровергающие поддерживаемый судебной коллегией суда кассационной инстанции вывод, отклоняются, как не являющиеся основанием для отмены обжалуемого постановления.
Другие мотивы, положенные апелляционным судом в основание отказа в иске, в связи с изложенным являются ошибочными, но не привели к принятию неправильного вывода по существу спора.
Нарушений норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является безусловным основанием для отмены решения и постановления в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не нарушены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе относятся на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2014 года по делу N А40-120785/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Л.А. Тутубалина |
Судьи |
Т.В. Федосеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.