город Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А40-181981/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 октября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ЗАО "Пресня ЛТД": Дурнева Е.М. - ген.директора (протокол N 1 от 02.03.2008 г.), Краузова Р.А. (дов. от 24.07.2014 г.);
от ответчика Префектуры ВАО г. Москвы: Хохлова А.А. (дов. N 01-13-3569/14 от 20.05.2014 г.);
от третьего лица Управы района Преображенское г. Москвы: Хохлова А.А. (дов. N 74 от 07.02.2014 г.);
от третьего лица ООО "АмРест": не явились, извещены;
от третьего лица Департамента городского имущества г. Москвы: Исаяна А.А. (дов. N 33-Д-938/13 от 27.12.2013 г.);
от третьего лица ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина": не явились, извещены;
рассмотрев 23 октября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО "Пресня ЛТД"
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Поташовой Ж.В., Поповым В.И.,
по делу N А40-181981/13
по заявлению закрытого акционерного общества "Пресня ЛТД"
к Префектуре Восточного административного округа города Москвы
о признании незаконным решения
третьи лица: Управа района Преображенское г. Москвы; общество с ограниченной ответственностью "АмРест"; Департамент городского имущества города Москвы; Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина"
УСТАНОВИЛ: 29 ноября 2003 г. на основании решения Окружной комиссии по имущественно-земельным отношениям и градостроительству на территории Восточного административного округа N 22 от 06 августа 2003 г. между Московским земельным комитетом (арендодатель) и закрытым акционерным обществом "Пресня ЛТД" (далее - ЗАО "Пресня ЛТД", общество, заявитель, арендатор) был заключен договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-505735 с кадастровым номером 770303025080, общей площадью 70 кв.м., имеющий адресный ориентир: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11, для реконструкции и перекрытия сходов станции метро с устройством кафе в наземной части.
Распоряжением Префекта Восточного административного округа города Москвы N 1025-В-РП от 31 мая 2005 г. утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию некапитального объекта после завершения реконструкции и перекрытия сходов станции метро с устройством кафе в наземной части по адресу: Преображенская площадь, вл. 11.
Указанное распоряжение явилось основанием для государственной регистрации права собственности ЗАО "Пресня ЛТД" на нежилое помещение (кафе), площадью 114,8 кв.м., с адресными ориентирами: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АГ 656619.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 17 января 2011 г. по делу N А40-102986/10-37-833 признано отсутствующим право собственности ЗАО "Пресня ЛТД" на павильон общей площадью 114,8 кв.м., расположенный над лестничными сходами станции метрополитена "Преображенская площадь" по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1.
14 февраля 2011 г. договор краткосрочной аренды земельного участка N М-03-505735 от 27 ноября 2003 г. расторгнут по инициативе арендатора в одностороннем порядке.
10 июля 2013 г. на заседании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Восточного административного округа города Москвы был рассмотрен вопрос об освобождении земельного участка по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1 от помещения кафе ЗАО "Пресня ЛТД" и приняты следующие решения: 1) Принять к сведению информацию, что Префектурой Восточного административного округа города Москвы (далее - Префектура ВАО г. Москвы, ответчик) направлено обращение в адрес Управления Росреестра по Москве по вопросу погашения регистрационной записи в ЕГРП; 2) После погашения регистрационной записи в ЕГРП предложить ЗАО "Пресня ЛТД" в срок до 31 июля 2013 г. в добровольном порядке освободить участок путем демонтажа постройки; 3) После погашения регистрационной записи в ЕГРП и в случае невыполнения (п. 2) настоящего решения управе района Преображенское в двухнедельный срок осуществить демонтаж и вывоз постройки на основании Постановления Правительства Москвы N 614-ПП от 02 ноября 2012 г.
20 сентября 2013 г. Управлением Росреестра по Москве в ЕГРП была внесена соответствующая запись о прекращении права собственности ЗАО "Пресня ЛТД" на спорный объект.
В связи с тем, что в добровольном порядке демонтаж объекта обществом осуществлен не был, Префектурой ВАО г. Москвы в адрес ЗАО "Пресня ЛТД" была направлена факсограмма N 94 от 23 сентября 2013 г., согласно которой представитель общества в целях осуществления контроля за ходом проведения демонтажа работ был вызван на место проведения работ по указанному выше адресу на 24 сентября 2013 г.
24 сентября 2013 г. заявитель направил в адрес Префектуры ВАО г. Москвы обращение, в котором указал, что в срок до 29 сентября 2013 г. самостоятельно организует демонтаж оборудования и его вывоз и хранение.
В период с 24 по 29 сентября 2013 г. арендатором объекта - обществом с ограниченной ответственностью "АмРест" (далее - ООО "АмРест") был осуществлен вывоз товара и имущества ресторана "KFC Преображенский", расположенного по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1.
Согласно акту от 26 сентября 2013 г. претензий по имуществу, в том числе материальных у ООО "АмРест" не имеется.
В дальнейшем был произведен демонтаж помещения кафе, расположенного внутри перекрытий лестничных сходов станции метро "Преображенская площадь".
01 ноября 2013 г. ЗАО "Пресня ЛТД" обратилось в Префектуру ВАО г. Москвы с заявлением о возврате принудительно демонтированных элементов торгового павильона (помещения кафе) по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1.
Письмом N 01-13-11716/13 от 06 декабря 2013 г. Префектура ЗАО г. Москвы отказала в возврате здания кафе (его составных элементов), указав на то, что вывоз товара и демонтаж имущества был произведен ООО "АмРест", а также на то, что демонтированные элементы (перекрытия, кровля, профиль по металлическому каркасу и т.д.) демонтажу не подлежали.
Полагая, что указанный отказ Префектуры ВАО г. Москвы не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ЗАО "Пресня ЛТД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании его незаконным (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управа района Преображенское г. Москвы, ООО "АмРест", Департамент городского имущества города Москвы, Государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина" (далее - ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина").
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03 марта 2014 г. заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным решение Префектуры ВАО г. Москвы N 01-13-11716/13 от 06 декабря 2013 г. об отказе в выдаче элементов помещения кафе по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1, а именно: фундамент (монолитный железобетонный ростверк); монолитное железобетонное перекрытие; каркас из металлических профилей на сварке; кровля плоская, совмещенная с перекрытием защитных сходов метрополитена; кирпичные наружные стены, совмещенные с перекрытием защитных сходов метрополитена; узлы подключения инженерных сетей (отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, канализации, электроснабжения, освещения).
Указанным решением суд обязал Префектуру ВАО г. Москвы выдать ЗАО "Пресня ЛТД" элементы помещения кафе по адресу: г. Москва, Преображенская площадь, вл. 11А, стр. 1, а именно: фундамент (монолитный железобетонный ростверк); монолитное железобетонное перекрытие; каркас из металлических профилей на сварке; кровля плоская, совмещенная с перекрытием защитных сходов метрополитена; кирпичные наружные стены, совмещенные с перекрытием защитных сходов метрополитена; узлы подключения инженерных сетей (отопления, вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, канализации, электроснабжения, освещения) в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. решение суда первой инстанции отменено. В удовлетворении заявленных требований ЗАО "Пресня ЛТД" отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе ЗАО "Пресня ЛТД" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу от ответчика и третьих лиц не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ЗАО "Пресня ЛТД" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Префектуры ВАО г. Москвы возражал против ее удовлетворения. Представители Управы района Преображенское г. Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы с доводами кассационной жалобы не согласились.
Представители ООО "АмРест" и ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина" в заседание суда кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы N 614-ПП от 02 ноября 2012 г. "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" (далее - Постановление Правительства N 614-ПП) рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства (далее - Окружная комиссия).
Согласно пункту 9 указанного постановления в случае отказа правообладателя объекта от вывоза товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, либо в случае отсутствия правообладателя незаконно размещенного объекта префектура административного округа города Москвы в присутствии официальных представителей управы района города Москвы осуществляет вскрытие незаконно размещенного объекта, фотофиксацию указанного имущества, опечатывает объект, присваивает объекту уникальный номер, идентифицирующий объект на время его хранения, и обеспечивает перемещение объекта на специально организованную для хранения площадку и передачу по акту уполномоченному лицу, осуществляющему хранение.
В случае если демонтаж незаконно размещенного объекта невозможен без нанесения ущерба назначению указанного объекта префектура административного округа города Москвы в присутствии официальных представителей управы района города Москвы производит опись товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенном объекте, фотофиксацию указанного имущества, его перемещение на специально организованную для хранения площадку и передачу по акту на хранение вместе с демонтированным объектом (его составляющими элементами).
Пунктом 11 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 614-ПП предусмотрено, что правообладатель объекта в целях возврата ему находящегося на хранении объекта, а в случае, указанном в абзаце втором пункта 9 настоящего Положения, объекта (его составляющих элементов) и имущества, находившегося в демонтированном объекте (далее - предмет хранения), обращается с заявлением в префектуру административного округа города Москвы.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие принадлежность объекта правообладателю (копия ранее действовавшего договора пользования земельным участком для размещения объекта либо договора на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства, договора на размещение нестационарного торгового объекта, уведомления о включении сезонного кафе при стационарном предприятии общественного питания в схему размещения нестационарных торговых объектов либо о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, решение суда об установлении права собственности на объект, не являющийся объектом капитального строительства, по желанию правообладателя - также иные документы).
В силу пункта 12 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 614-ПП префектура административного округа города Москвы в течение 30 дней с даты получения от правообладателя объекта заявления и комплекта документов, указанных в абзаце втором пункта 11 настоящего Положения, принимает решение о возврате предмета хранения либо об отказе в возврате предмета хранения и информирует правообладателя о принятом решении.
Основаниями для отказа в выдаче предмета хранения являются непредставление правообладателем документов, подтверждающих принадлежность объекта правообладателю, и (или) представление документов, содержащих недостоверные сведения.
Удовлетворяя заявленные требования в части отказа в выдаче элементов помещения кафе, суд первой инстанции исходил из того, что недемонтированные элементы помещения кафе не могут быть демонтированы ЗАО "Пресня ОТД" самостоятельно, в то время как общество не может быть лишено права собственности на указанное имущество.
При этом судом первой инстанции было принято во внимание, что согласно информации Московского метрополитена недемонтированные элементы помещения монолитно соединены с защитными павильонами лестничных сходов южного перехода станции метро "Преображенская площадь", находящемся на балансе метрополитена, в связи с чем полный демонтаж объекта невозможен без нарушения целостности защитных павильонов метрополитена.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку на основании распоряжения Департамента имущества города Москвы N 3981-р и акта приема-передачи здания (сооружения) от 08 ноября 2007 г. павильоны над реконструированными лестничными сходами Л1-Л2 станции метро "Преображенская площадь" переданы в собственность города Москвы и находятся на праве хозяйственного ведения у ГУП г. Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И.Ленина", в связи с чем отсутствуют основания для демонтажа и выдачи заявителю оставшихся элементов, представляющих собой неотделимые части павильона перекрытия сходов станции метрополитена, находящихся в собственности г. Москвы.
Суд апелляционной инстанции также указал, что выдача недемонтированных объектов (их частей) не предусмотрена положениями постановления Правительства N 614-ПП.
Принимая во внимание, что недемонтированные части объекта являются неотделимыми частями павильона перекрытия сходов станции метрополитена, суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе не приведено каких-либо доводов, свидетельствующих о нарушении судами норм материального или процессуального права, в связи с чем приведенные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы кассационной инстанции о причинении ущерба также подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего спора является законность оспариваемого решения Префектуры, а не взыскание убытков.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 июля 2014 г. по делу N А40-181981/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ЗАО "Пресня ЛТД" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.