г. Москва |
|
10 ноября 2014 г. |
Дело N А40-158146/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Дудкиной О.В., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от заявителя Макаренко Л.П., дов. от 31.10.2013
рассмотрев 30 октября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Парадис" - заявителя
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 20 мая 2014 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30 июля 2014 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Мухиным С.М.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Парадис" (ОГРН 1037709092299)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по т. Москве (ОГРН 1097746680822)
об оспаривании кадастровой земельного участка
третьи лица: Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Парадис" (далее - ЗАО "Парадис", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по т. Москве (далее - управление Росреестра) о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 5288 кв. м, расположенного по адресу г. Москва, ул. Скотопрогонная, вл. 29/1 с кадастровым номером 77:04:0001008:96 равной его рыночной стоимости в размере 102 956 000 руб. Также просило обязать управление Росреестра внести изменения в государственный кадастр недвижимости в части кадастровой стоимости указанного земельного участка, указав ее равной рыночной.
В качестве третьих лиц без самостоятельных требований к участию в деле привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство Москвы, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Решением названного арбитражного суда от 20.05.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2014, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослалось на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к производству суда кассационной инстанции и об отложении судебного разбирательства размещена на официальном сайте суда в сети Интернет 04.09.2014 и 01.10.2014 соответственно.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установили суды двух инстанций, общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:96, расположенного по адресу г. Москва, ул. Скотопрогонная, вл. 29/1, на основании договора аренды от 28.01.2003 N М-04-022855.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0001008:96 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП по состоянию на 01.01.2012.
Полагая, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к необоснованному повышению арендной платы, общество обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды двух инстанции пришли к выводу, что общество фактически оспаривает потенциальную цену продажи земельного участка, который не может быть отчужден собственником участка на открытом рынке в условиях конкуренции. Для восстановления нарушенного права суды, сославшись на статью 24.19 Закона об оценочной деятельности, указали обществу на наличие права обратиться с заявлением в комиссию о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, а в случае несогласия с решением комиссии - обжаловать ее выводы в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции считает неверными данные выводы судов двух инстанций.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло юридическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей юридического лица.
При этом установлены альтернативные способы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - как в комиссии, так и в судебном порядке.
Как установили суды, общество является арендатором земельного участка и на него возложена обязанность по уплате установленных арендных платежей, размер которых поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, общество преследовало цель защиты своего права как арендатора земельного участка и действовало в рамках правомочий, установленных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливали два альтернативных способа оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, позволяя обращаться напрямую в арбитражный суд. В этой связи выводы судов о невозможности непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой не соответствуют законодательству.
Указание судов на неприменимость положений Закона об оценочной деятельности к правовому регулированию вопросов выкупа земельного участка, неправомерно, поскольку не имеет отношения к предмету иска. Обращение общества в суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка не связано с приобретением права собственности.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения спора постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, не лишает общества права на оспаривание в арбитражном суде результатов определения кадастровой стоимости. Названным постановлением утверждены результаты кадастровой оценки земель, проведенные в 2013 году. Представленный обществом в материалы дела отчет экспертизы также составлен в 2013 году.
В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, новая кадастровая стоимость подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, неверное толкование судами норм права привело к необоснованному нерассмотрению исковых требований по существу.
Также суд кассационной инстанции считает необходимым отметить, что по настоящему делу неверно определен процессуальный статус участвующих в деле лиц.
Предметом заявленного иска является, среди прочего, внесение сведений в государственный кадастр недвижимости.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета, колторый привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В этой связи судебные акты судов двух инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции рассмотреть иск по существу, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 мая 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 июня 2014 года по делу N А40-158146/13 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
О.В. Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.