г. Москва |
|
12 ноября 2014 г. |
Дело N А40-132830/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Кузнецова А.М., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от заявителя: Приморское ТУ Росрыболовства - извещено, представитель не явился,
от заинтересованного лица: ФАС России - Шимкус М.А., доверенность от 04 августа 2014 года,
от третьего лица ООО "Акваресурс-ДВ" - Щербина М.Ю., доверенность от 16 декабря 20213 года,
Минсельхоз РФ - извещено, представитель не явился,
ООО "Тайфун" - извещено, представитель не явился,
ОАО "Преображенская база тралового флота" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев 10 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Акваресурс-ДВ"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 05 марта 2014 года,
принятое судьей Ласкиной С.О.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 24 июня 2014 года,
принятое судьями Бекетовой И.В., Свиридовым В.А., Якутовым Э.В.,
по заявлению Приморского ТУ Росрыболовства
о признании незаконными решения и предписания ФАС России
третьи лица: ООО "Акваресурс-ДВ", Министерство сельского хозяйства РФ, ООО "Тайфун", ОАО "Преображенская база тралового флота",
УСТАНОВИЛ:
Приморское территориальное Управление Федерального агентства по рыболовству (далее - Росрыболовство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения Федеральной антимонопольной службы (далее - антимонопольный орган) и предписания от 06 августа 2013 года N КА/30563/13 по делу N 1-15-66/00-04-13.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2014 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ООО "Акваресурс-ДВ" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить. В обоснование приводит доводы о том, что аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) краба камчатского должен был проводиться только среди лиц, добывающих (вылавливающих) водные биологические ресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, в соответствии с частью 4 статьи 57 Закона о рыболовстве.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель антимонопольного органа, как и представленном отзыве, возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Приморское ТУ Росрыболовства, Минсельхоз, ООО "Тайфун", ОАО "Преображенская база тралового флота", извещенные о слушании кассационной жалобы в установленном законом порядке, представителей в суд не направили. Суд кассационной инстанции, руководствуясь пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотреть кассационную жалобу без участия лиц, не явившихся в судебное заседание.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм права, в связи с чем не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, по результатам рассмотрения жалобы ОАО "Преображенская база тралового флота" на действия организатора аукциона по продаже права на заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) крабов в Приморском крае ФАС России вынесла решение о признании Росрыболовства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). На основании данного решения выдано предписание об устранении нарушений.
В качестве нарушения закона о защите конкуренции вменено издание приказа от 26 сентября 2012 года N 312-П, утверждающего документацию об аукционе и извещение, на основании которого аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба камчатского проведен на основании части 4 статьи 57 Федерального закона РФ от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" с установлением не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам, ограничивающих допуск на аукцион лиц, не осуществлявших рыболовство на основании договоров, заключенных с научными организациями, и действовавших до 31 декабря 2008 года, что привело к сокращению хозяйствующих субъектов, имевших возможность побороться на аукционе за право на осуществление деятельности на рынке добычи (вылова) водного биоресурса - краба камчатского, и могло привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность на рынке добычи (вылова) водного биоресурса - краба камчатского.
Полагая, что указанное решение и предписание принято незаконно и без достаточных на то оснований, Росрыболовство обратилось с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона РФ от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пришли к выводу о законности оспариваемого решения и предписания антимонопольного органа.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно части 4 статьи 29 Федерального закона РФ от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) по решению федерального органа исполнительной власти в области рыболовства продажа права на заключение договора о закреплении долей квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, в отношении которых ранее не осуществлялись промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство или добыча (вылов) которых осуществляется в новых районах добычи (вылова) водных биоресурсов, или договора пользования указанными водными биоресурсами может осуществляться на аукционах.
В силу части 1 статьи 38 Закона о рыболовстве договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов может заключаться по результатам аукционов в случаях, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 и частью 2 статьи 13, статьей 29 и частью 3 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Из содержания частей 2 и 3 статьи 57 Закона о рыболовстве следует, что в случае если снимается запрет на рыболовство в определенных районах и в отношении определенных водных биологических ресурсов, то договор о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов заключается с лицами, ранее (то есть до 31 декабря 2008 года) вылавливающими водные биоресурсы в указанных районах на основании сведений о ранее закрепленных объемах квот. В случае если такие квоты признаются не востребованными, то продажа не востребованных квот осуществляется на аукционе.
Согласно части 4 статьи 57 Закона о рыболовстве заключение договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе анадромных видов рыб в исключительной экономической зоне Российской Федерации, лицами, добывающими (вылавливающими) водные биоресурсы на основании договоров, заключенных с научными организациями, осуществляется по результатам аукционов.
Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2008 года N 602 "Об утверждении Правил проведения аукционов по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами" не предусматривают никаких ограничений в отношении участия в аукционе хозяйствующих субъектов, соответствующих требованиям Закона о рыболовстве и предоставляет право всем лицам участвовать в таких торгах и при этом на одинаковых условиях.
Как установлено судами, на дату проведения аукциона - 09 ноября 2012 года в отношении краба камчатского в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) прибрежное рыболовство, добыча (вылов) данного отдельного вида водного биоресурса не осуществлялась, и соответственно доли квот добычи (вылова) краба камчатского для осуществления прибрежного рыболовства в этой подзоне определены и распределены не были.
Росрыболовство при проведении аукциона, неправомерно определило основания для его проведения, и соответственно способ распределения долей квот, а также установило в аукционной документации требование к участникам о предоставлении сведений о реквизитах договоров лиц, добывавших (вылавливавших) краба камчатского на территории РФ в подзоне Приморье до 31 декабря 2008 года на основании этих договоров, заключенных с научными организациями и действовавших до 31 декабря 2008 года, что привело к необоснованному сокращению числа хозяйствующих субъектов, имеющих право на приобретение права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов - краба камчатского в подзоне Приморье (южнее м. Золотой) для осуществления прибрежного рыболовства, ограничив допуск к участию в аукционе лиц, не имеющих действовавших договоров на указанную дату, и что могло привести к ограничению конкуренции на рынке добычи (вылова) водного биологического ресурса - краба камчатского.
Вопреки доводам, изложенным в кассационной жалобе, суды правомерно указали на законность и обоснованность решения и предписания ФАС России, в связи с отсутствием совокупности обязательных условий для признания оспариваемых ненормативных актов незаконными. Обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора, судами установлены, представленным в деле доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы также повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Указанные доводы судом рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 05 марта 2014 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 июня 2014 года по делу N А40-132830/13 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Акваресурс-ДВ" без удовлетворения.
Председательствующий |
Р.Р. Латыпова |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.