В январе - марте 1997 года Счетной палатой Российской Федерации проведена проверка полноты поступления, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и "Дети-инвалиды" в 1996 году.
Проверкой выявлены серьезные нарушения и недостатки в использовании средств федерального бюджета, выделенных на реализацию этих программ.
В представлении Счетной палаты Российской Федерации указано, что нецелевое и неэффективное расходование средств федерального бюджета по федеральным целевым программам "Планирование семьи" и "Безопасное материнство" составило 6 783,33 млн рублей или 26,9% от суммы ассигнований, выделенных в 1996 году на финансирование указанных программ.
По программе "Дети-инвалиды" всего за 1996 год по договорам, заключенным Минздравом России на реализацию мероприятий, к нецелевому и неэффективному расходованию средств федерального бюджета отнесено 4 045,3 млн рублей, что составляет 20,4% от общей суммы средств, перечисленных Министерству в 1996 году на финансирование программы "Дети-инвалиды".
В связи с угрозой финансового риска Счетной палатой Российской Федерации признано неоправданным осуществление финансовых операций по реализации программы через коммерческие и общественные структуры. Это касается Соглашения с Международным фондом охраны здоровья матери и ребенка о выделении ему 5 000,0 млн рублей на закупку технологического оборудования для производства средств контрацепции за счет федеральной программы "Планирование семьи".
В результате проверки отмечено, что в Министерстве слабо налажена работа по заключению договоров и контрактов, отсутствует должный контроль за их исполнением. В этой работе не принимают участие финансовая, бухгалтерская и юридическая службы. В результате по всем заключенным контрактам платежи производились по форме полной предоплаты. Поставка товара осуществлялась в течение длительных сроков (180-190 дней), не предусматривалась конкретная ответственность исполнителей и взимание штрафных санкций в случае нарушения условий договора.
Проверкой отмечены случаи списания средств на фактические расходы без документального их подтверждения, перечисление средств без заключения договоров: Российской ассоциации "Планирование семьи" на издание и распространение буклетов в сумме 658,6 млн рублей. Центру реабилитации и оздоровления детей "Возвращение" мэрии г. Санкт-Петербурга - 390,0 млн рублей и другим.
Установлено, что по ряду договоров, заключенных на выполнение федеральной целевой программы "Дети-инвалиды", за счет средств программы осуществлялись мероприятия, которые должны оплачиваться за счет сметы расходов учреждений.
Проверкой также установлено, что Министерством производились расходы, не относящиеся к выполнению программных мероприятий. Так, за счет средств программы "Планирование семьи" было перечислено 4,01 млн рублей обществу "Парус-Сервис-Плюс" за обслуживание системы автоматизированного учета, а Межрегиональному центру информатизации при Центробанке России - 4,54 млн рублей за работу по составлению справочника РКЦ по Российской Федерации и странам СНГ.
Из средств федеральной целевой программы "Планирование семьи" в безакцептном порядке сняты банком 585,6 млн рублей по исполнительному листу Ивановского объединения санаторно-курортных учреждений.
Выявленные проверкой нарушения и недостатки явились следствием отсутствия единого порядка заключения договоров и контрактов, соответствующих инструктивно-методических документов о порядке контроля за расходованием целевых бюджетных средств, выделяемых на финансирование федеральных программ.
В ходе проверки проведена работа по отработке механизма реализации федеральных программ.
В целях устранения выявленных проверкой Счетной палатой Российской Федерации недостатков, неукоснительного соблюдения установленного государством порядка использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию федеральных программ, и усиления контроля за целевым и эффективным их использованием приказываю:
1. Заместителям министра здравоохранения Российской Федерации принять безотлагательные меры по устранению выявленных проверкой недостатков и нарушений.
2. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.) и Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Кабацкая Л.Д.) усилить контроль за реализацией президентской программы "Дети России".
3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) при заключении договоров (контрактов) по реализации федеральных программ осуществлять обязательное согласование с Планово-финансовым управлением (Климкин М.В.), Управлением обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (Кирсанова Т.Г.), Управлением бухгалтерского учета и отчетности (Кабацкая Л.Д.) и Юридическим отделом (Акишин А.П.).
4. Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.) и Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) обеспечить контроль за своевременным перечислением средств, выделяемых на реализацию федеральных программ, исполнителям.
5. Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Л.Д.Кабацкая) исключить из практики списание бюджетных средств на фактические расходы без отчетов исполнителей.
6. Управлению обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой (Кирсанова Т.Г.):
6.1. Организовать заключение договоров (контрактов) на закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники с учетом минимального финансового риска для Министерства здравоохранения Российской Федерации;
6.2. Установить контроль за поставкой товаров (услуг) в сроки, определенные условиями договоров (контрактов);
6.3. Предусмотреть меры ответственности организаций-исполнителей и штрафные санкции.
7. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.), Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.) и Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Кабацкая Л.Д.) осуществлять систематический и действенный контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию программ.
8. Юридическому отделу (Акишин А.П.) совместно с Управлением охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) в месячный срок разработать и утвердить типовые договора на выполнение различных видов работ в рамках федеральных программ (производство, закупка, издательская деятельность и др.).
9. Планово-финансовому управлению (Климкин М.В.), Управлению бухгалтерского учета и отчетности (Кабацкая Л.Д.) и Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Зелинская Д.И.) в месячный срок разработать и утвердить порядок расходования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию федеральных программ.
10. Начальнику Управления охраны здоровья матери и ребенка Зелинской Д.И. указать на недостаточный контроль за выполнением президентской программы "Дети России".
11. Принять к сведению, что заместитель министра здравоохранения Ваганов Н.Н., начальник Управления обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой Долгополова Т.В., начальник Управления бухгалтерского учета, отчетности и контроля Самошина Т.Г. освобождены от занимаемых должностей.
12. Первому заместителю министра здравоохранения Российской Федерации Москвичеву А.М.:
12.1. Усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию президентской программы "Дети России".
12.2. Принять меры по компенсации до 31.12.97 средств в размере 5 млрд рублей, выделенных Минздравом России Международному фонду охраны здоровья матери и ребенка, оральным контрацептивом микрогенон по согласованным ценам в соответствии с дополнением к Соглашению от 28.05.97.
12.3. О выполнении настоящего приказа доложить в месячный срок.
13. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
Т.Б. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минздрава РФ от 13 июня 1997 г. N 182 "О результатах проверки Счетной палатой Российской Федерации целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию федеральных целевых программ "Планирование семьи", "Безопасное материнство" и "Дети-инвалиды" в 1996 году"
Текст приказа опубликован в журнале "Здравоохранение" N 8 , 1997 г.