город Москва |
|
13 ноября 2014 г. |
Дело N А40-174708/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район": Семеновой Т.И. (дов. от 11.08.2014 г.);
от ответчика Министерства финансов Российской Федерации: Урбанович Д.А. (дов. N 01-10-08/151 от 20.12.2+
013 г.);
рассмотрев 06 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2014 г.,
принятое судьей Семушкиной В.Н.,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Кольцовой Н.Н., Румянцевым П.В.,
по делу N А40-174708/13
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Осташковское автотранспортное предприятие" муниципального образования "Осташковский район" (ОГРН 1026901807932; 172730, Тверская область, г. Осташков, ул. Загородная, д. 2)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636; 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1)
о признании незаконным уклонение от исполнения постановления,
УСТАНОВИЛ: муниципальное унитарное предприятие "Осташковское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 6 353 170 руб. 31 коп. расходов, связанных с предоставлением в 2007 году льгот при перевозке отдельных категорий граждан общественным транспортом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 21 июля 2009 г. по делу N А40-27157/09-65-314, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2009 г., исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 марта 2010 г. названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
До принятия решения по делу муниципальное унитарное предприятие "Осташковское автотранспортное предприятие" в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменило размер искового требования и просило взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 6 353 170 руб. 31 коп. и с Тверской области в лице Департамента социальной защиты населения Тверской области за счет казны Тверской области 7 988 633 руб. 62 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04 октября 2010 г., оставленным без изменения постановлениями Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2010 г. и Федеральный арбитражный суд Московского округа от 18 апреля 2011 г., в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 указанные судебные акты отменены, с Российской Федерации за счет казны в пользу муниципального унитарного предприятия "Осташковское автотранспортное предприятие" взыскано 6 353 170 руб. 31 коп. В части требования о взыскании расходов за счет казны Тверской области отказано.
На основании указанного постановления Арбитражным судом города Москвы 27 июня 2013 г. выдан исполнительный лист серии АС N 005761447.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2012 г. по делу N А40-27157/09-65-314 произведена замена наименования истца с муниципального унитарного предприятия "Осташковское автотранспортное предприятие" на муниципальное унитарное предприятие "Осташковское автотранспортное предприятие" муниципального образования "Осташковский район" (далее - МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район", заявитель), в связи со сменой наименования.
04 июля 2013 г. МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" в адрес Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) направило заявление N 392 с приложением подлинника исполнительного листа серии АС N 005761447 от 27 июня 2013 г. и надлежащим образом заверенных копии постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 и определения Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2012 г. по делу N А40-27157/09-65-314, для исполнения.
Указанное заявление было получено Минфином России 16 июля 2013 г. (вх. N 4036788).
Письмом N 08-05-02/4610 от 16 октября 2013 г. Минфин России возвратил представленные заявителем документы, в том числе исполнительный лист серии АС N 005761447, выданный Арбитражным судом города Москвы на основании постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. по делу N А40-27157/09-65-314, в связи с исполнением 16 февраля 2010 г. исполнительного документа о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП "Осташковское автотранспортное предприятие" убытков в размере 6 353 170 руб. 31 коп., что подтверждается платежным поручением N 29266.
Кроме того, в указанном письме Минфин России указал на то, что представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации N 229-ФЗ от 02 октября 2007 г. "Об исполнительном производстве, а именно: резолютивная часть решения, указанная в исполнительном листе, не соответствует резолютивной части самого решения в части указания наименования взыскателя.
Считая, что возврат исполнительного документа без исполнения не соответствуют действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Минфина России, выразившихся в уклонении от исполнения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 по делу N А40-27157/09-65-314 путем возврата взыскателю без исполнения исполнительного листа АС N 005761447 и об обязании исполнить данное постановление в срок до 26 марта 2014 г. (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 г., заявленные требования удовлетворены. Признаны незаконными действия Минфина России, выразившиеся в уклонении от исполнения постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 по делу N А40-27157/09-65-314 путем возврата взыскателю без исполнения исполнительного листа АС N 005761447.
Указанным решением суд обязал Минфин России исполнить постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 по делу N А40-27157/09-65-314 на основании исполнительного листа АС N 005761447 в трехмесячный срок.
В кассационной жалобе Минфин России просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В отзыве на кассационную жалобу МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель Минфина России поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель МУП "Осташковское АТП" МО "Осташковский район" против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей заявителя и ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 182, частью 1 статьи 318 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства, в частности, Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Минфин России с обязательным приложением к исполнительному документу перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 Кодекса документов: надлежаще заверенной копии судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, и заявления взыскателя с указанием его банковских реквизитов, на которые должно осуществляться перечисление денежных средств.
Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Иных оснований для возврата взыскателю документов Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, в связи с чем установленный пунктом 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ перечень является исчерпывающим.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что подставленный заявителем в Минфин России исполнительный лист и заявление с приложением копий постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г. N 6497/10 и определения Арбитражного суда города Москвы от 05 октября 2012 г. о смене наименования заявителя по делу N А40-27157/09-65-314 содержали все необходимые сведения (наименование) для его исполнения, в связи с чем действия ответчика по возврату исполнительного листа без исполнения не могут быть признаны законными.
При этом судами установлено, что смена наименования взыскателя не является основанием для возврата исполнительного листа, поскольку реорганизация в отношении взыскателя не осуществлялось, регистрационные номера в ЕГРЮЛ, ИНН и ОГРН не изменялись, а смена наименования лица без изменения его организационно-правовой формы к реорганизации действующим законодательством не отнесена.
При этом Минфин России при наличии сомнений в достоверности представленных взыскателем сведений об изменении наименования должника вправе был обратится за их подтверждением в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Отклоняя доводы Минфина России об исполнении исполнительного документа, суды исходили из отсутствия в материалах дела документов, подтверждающих совершение должником действий, направленных на полное исполнение судебного акта, а непринятие ответчиком своевременных мер, направленных на поворот исполнения решения с целью возврата денежных средств, не расценено судами в качестве причины неисполнения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 г.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и оснований для иной оценке выводов суда у суда кассационной инстанции не имеется.
Принимая во внимание изложенное суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Обстоятельства, связанные с двойным взысканием денежных средств, судами не установлены.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 20 марта 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07 июля 2014 г. по делу N А40-174708/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.