город Москва |
|
17 ноября 2014 г. |
Дело N А41-53072/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Кузнецова А.М., Латыповой Р.Р.
при участии в заседании:
от истца ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива": Горепекина С.А. (дов. от 10.09.2014 г.);
от ответчика ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзляковой Л.А. (дов. N 12исх-3798 от 24.03.2014 г.),
рассмотрев 11 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 г.,
принятое судьями Мищенко Е.А., Виткаловой Е.Н., Игнахиной М.В.,
по делу N А41-53072/13
по иску общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива"
к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Администрация Раменского муниципального района Московской области; Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области; Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области; Администрация сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Брокеркредитсервис-Фонды недвижимости" имеет лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами N 21-000-1-00829 от 30 августа 2011 г., выданную Федеральной службой по финансовым рынкам России, действующее на основании Правил доверительного управления, зарегистрированных Федеральной службой по финансовым рынкам России от 23 октября 2010 г. в реестре за N 1986-94197687 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах и является управляющей компанией Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Перспектива" (далее - ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива", Фонд, истец)
В состав имущества Фонда входит, в том числе, земельный участок, находящийся в Раменском районе Московской области, с кадастровым номером 50:23:0030131:57, разрешенный вид использования "для дачного строительства".
В соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23 декабря 2009 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области", среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в составе дачных объединений по Раменскому району составляет 2179,10 руб. за 1 кв.м., соответственно кадастровая стоимость 1 872 975 552 руб. 54 коп.
Согласно отчету N 18/15-07-13 от 26 июля 2013 г. об определении рыночной стоимости земельного участка общей площадью 859514 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Островецкое, д. Островцы, ул. Новая, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала (кадастровый номер 50:23:0030131:57), выполненного независимым оценщиком ИП Бомко И.И. по заказу ООО "Юридическая компания "Центр", по состоянию на 17 февраля 2011 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 составляет 175 014 241 руб. 00 коп. (рыночная стоимость 1 кв.м. 203 руб. 62 коп.), а удельная стоимость 1 кв.м. объекта составила 2 179 руб. 11 коп.
Полагая, что кадастровая стоимость, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, является недостоверной, ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) о признании с 23 сентября 2010 г. по 27 января 2012 г. несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб. и об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области исключить с 23 сентября 2010 г. по 27 января 2012 г. из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости Земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 2 179,11 руб. и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости земельного участка и внести в государственный кадастр недвижимости с даты 23 сентября 2010 г. в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 руб., а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м. данного земельного участка в размере 200 руб. (с учетом уточнения требований).
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района Московской области.
Определением Арбитражного суда города Московской области от 26 декабря 2013 г. по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2008 г., проведение которой было поручено оценщикам ООО "Аналитик-Эксперт".
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 февраля 2014 г. исковые требования удовлетворены частично. Суд признал с 23 сентября 2010 г. по 27 января 2012 г. несоответствующей рыночной стоимости, внесенную ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57, а также несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. данного земельного участка удельный показатель кадастровой стоимости в размере 2 179,11 руб.
Указанным решением суд установил в качестве кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030131:57 в размере 171 903 000 руб., а также в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости - рыночную стоимость 1 кв.м. данного земельного участка в размере 200 рублей. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 решение Арбитражного суда Московской области от 29 апреля 2014 г. отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Министерства имущественных отношений московской области против ее удовлетворения возражали.
Представители ответчика (ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) и третьих лиц (Управление Росреестра по Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области, Администрация Раменского муниципального района Московской области, Администрация сельского поселения Островецкое Раменского муниципального района Московской области) в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент подачи иска в суд спорный земельный участок с 27 января 2012 г. снят с кадастрового учета и имеет статус "архивный", а истец утратил полномочия собственника спорного земельного участка в связи с его разделом.
Кроме того, судом принято во внимание, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 564-РМ, которое вступило в силу с 01 января 2014 г., утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов; кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, внесена в кадастр недвижимости.
Принимая во внимание факт прекращения существования спорного земельного участка как объекта недвижимости, а также то обстоятельство, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 июля 2014 г. по делу N А41-53072/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО Управляющая компания "Брокеркредитсервис - Фонды недвижимости" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Перспектива" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
А.М.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.