город Москва |
|
24 ноября 2014 г. |
Дело N А41-53737/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) Администрации Пушкинского муниципального района Московской области": не явились, извещены;
от ответчика ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица ОАО "Татнефть": не явились, извещены;
рассмотрев 18 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 г.,
принятое судьей Гриневой А.В.,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г.,
принятое судьями Игнахиной М.В., Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
по делу N А41-53737/14
по иску Администрации Пушкинского муниципального района Московской области (ОГРН 1035007558585; 141200, Московская область, Пушкинский район, г. Пушкино, Московский пр-кт, д. 12/2)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; 129346, г. Москва, ул. Коминтерна, д. 38)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; 143407, Московская область, г. Красногорск, ул. Речная, д. 8); открытое акционерное общество "Татнефть" имени В.Д.Шашина (ОГРН 1021601623702; 423450, Республика Татарстан, район Альметьевский, г. Альметьевск, ул. Ленина, д. 75)
УСТАНОВИЛ: на основании постановления Главы Пушкинского района Московской области N 1746 от 20 июня 2000 г. открытому акционерному обществу "Татнефть" (далее - ОАО "Татнефть") предоставлен земельный участок в аренду площадью 5 000 кв.м. по адресу: 47-ой км. Ярославского шоссе под размещение комплекса АЗС.
Во исполнение указанного постановления 04 ноября 2000 г. (с учетом дополнительного соглашения от 29 октября 2013 г.) между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Пушкинский район" (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Татнефть" имени В.Д.Шашина (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 0000024, по условиям которого последний принял в аренду земельный участок с кадастровым номером 50:13:020314:0001 общей площадью 5 000 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, 47-ой км. Ярославского шоссе под комплекс автозаправочной станции, сроком на 49 лет (до 20 июня 2049 г.).
16 сентября 2013 г. Администрацией Пушкинского муниципального района Московской области была получена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) N 01/001/2013-82271, в соответствии с которой правообладателем земельного участка с кадастровым номером 50:13:020314:0001 является Российская Федерация (запись регистрации N 50-01/13-04/2004-90 от 21 января 2004 г.).
Полагая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушение действующего законодательства, Администрация Пушкинского муниципального района Московской области обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ Росимущества в Московской области, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером 50:13:020314:0001, расположенный по адресу: Московская область, Пушкинский район, 47-ой км. Ярославского шоссе.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области) и ОАО "Татнефть".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г., исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области просит об отмене судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Также указано, что судами не исследовался вопрос о наличии оснований регистрации права собственности РФ, а также включения спорного объекта в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, и не применены положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Татнефть" просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Отзывы на кассационную жалобу от Администрации Пушкинского муниципального района Московской области и Управления Росреестра по Московской области не поступили.
В заседание кассационной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
В соответствии пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", который с 01 июля 2006 г. утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О ведение в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01 июля 2006 г.) указаны основания, по которым земельные участки находились в федеральной собственности.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Так, судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, и распоряжаться которым в соответствии с действующим законодательством вправе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов, государственная регистрация права собственности Российской Федерации произведена в отсутствие на то оснований.
При рассмотрении спора был проведен осмотр земельного участка, из акта осмотра земельного участка от 17 сентября 2012 г. следует, что на земельном участке общей площадью 5 000 кв.м., с кадастровым номером 50:13:020314:0001, расположенном по адресу: Московская область, Пушкинский район, 47-й км. Ярославского шоссе, находится следующие объекты недвижимости: автозаправочная станция, общей площадью 319 кв.м.; автозаправочная станция, административное здание, общей площадью 68 кв.м.; автозаправочная станция, здание диспетчерской, общей площадью 100,6 кв.м., принадлежащие на праве собственности ОАО "Татнефть" им. В.Д. Шашина, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии АБ 0660434 от 16 марта 2000 г., серии АБ 0774677 от 16 марта 2000 г., серии АБ 0774676 от 16 марта 2000 г. соответственно, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют.
Доказательств нахождения на спорном земельном участке объектов, принадлежащих или ранее принадлежавших Российской Федерации, равно как и доказательств, позволяющих отнести спорный участок к исключительной собственности Российской Федерации, ТУ Росимущества в Московской области в материалы дела не представило.
Поскольку в данном случае орган местного самоуправления по объективным причинам не может предъявить иск о признании права или истребовании участка из чужого незаконного владения, права муниципального образования могут быть защищены путем признания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок отсутствующим.
Избранный истцом способ защиты права не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает правильными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В кассационной жалобе ТУ Росимущества в Московской области указывает на неприменение судами положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, требований о сносе самовольной постройки по настоящему делу не заявлено.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21 апреля 2014 г., постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2014 г. по делу N А41-53737/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
В.А.Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.