г. Москва |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А40-183041/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.,
судей Ананьиной Е.А., Дудкиной О.В.
при участии:
от ответчиков:
от Правительства Москвы Решетникова Д.К., дов. от 01.09.2014 N 4-47-736/4
от третьего лица Решетникова Д.К., дов. от 27.12.2013 N 33-Д-959/13
рассмотрев 20 ноября 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Давыдова Игоря Семеновича - истца
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 29 апреля 2014 года,
принятое судьей Дудкиным В.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 14 августа 2014 года,
принятое судьями Кузнецовой Е.Е., Красновой С.В., Сумароковой Т.Я.
по делу N А40-183041/2013
по иску индивидуального предпринимателя Давыдова Игоря Семеновича (ОГРНИП 305770000319182) к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Правительству Москвы об установлении кадастровой стоимости земельного участка
третье лицо Департамент городского имущества города Москвы
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Давыдов Игорь Семенович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Москве, Правительству Москвы (с учетом уточнения) об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:99 общей площадью 2700 кв.м. по адресу г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 12, стр. 1, определенной на основании постановления Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП по состоянию на 01.01.2012 и на основании Постановления Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП по состоянию на 01.01.2013, и установлении кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости в размере 90 434 000 руб.
В качестве третьего лица без самостоятельных требований к участию в деле привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Решением названного суда от 29.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2014, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебными актами двух инстанций, предприниматель подал кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные. При этом сослался на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Отзыв на жалобу не поступил.
В судебном заседании представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы возражал против удовлетворения жалобы, считая обжалуемые судебные акты соответствующими законодательству и представленным доказательствам. Иные участвующие в деле лица считаются извещенными о рассмотрении жалобы, поскольку информация о ее принятии к
Производству суда кассационной инстанции размещена 21.10.2014 на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установили суды двух инстанций, на основании договора от 06.09.2005 N М-04-029327 предприниматель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:99 общей площадью 2700 кв.м. по адресу г. Москва, ул. Юных Ленинцев, вл. 12, стр. 1.
Согласно постановлению Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП арендная плата в г. Москве исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:04:0004007:99 внесены в государственный кадастр недвижимости на основании результатов кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП по состоянию на 01.01.2012.
Полагая, что увеличение кадастровой стоимости земельного участка привело к необоснованному повышению арендной платы, предприниматель обратился в суд с иском об установлении кадастровой стоимости, равной рыночной.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды двух инстанции пришли к выводу, что предприниматель фактически оспаривает потенциальную цену продажи участка. Суды не приняли к качестве надлежащего доказательства представленный предпринимателем отчет об оценке от 26.11.2013 N 31/11-13, выполненный ООО "Эксперт Групп 21 век", указав на отсутствие у предпринимателя правомочий выступать заказчиком оценки рыночной стоимости арендуемого земельного участка. Также суды посчитали недопустимой возможность непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой и признали недоказанным основание заявленного иска.
Суд кассационной инстанции считает неверными данные выводы судов двух инстанций.
Статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона от 30.11.2011 N 346-ФЗ) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, действующее на момент возникновения спорных правоотношений законодательство позволяло физическим лицам оспаривать в арбитражном суде результаты определения кадастровой стоимости в случае затрагивания такими результатами прав и обязанностей физического лица.
При этом установлены альтернативные способы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - как в комиссии, так и в судебном порядке.
Как установили суды, предприниматель является арендатором земельного участка и на него возложена обязанность по уплате установленных арендных платежей, размер которых поставлен законодательным актом города Москвы в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.
Обращаясь в суд с настоящим иском, предприниматель преследовал цель защиты своего права как арендатора земельного участка, действуя в рамках правомочий, определенных статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности.
Положения статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, устанавливали два альтернативных способа оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, позволяя обращаться напрямую в арбитражный суд. В этой связи выводы судов о невозможности непосредственного установления в судебном порядке рыночной стоимости в качестве кадастровой не соответствуют законодательству и привели к неправомерному отклонению представленного предпринимателем отчета об оценке.
Выводы судов, касающиеся правового регулирования вопросов приобретения государственного имущества, не относятся к предмету спора и не подлежали указанию в судебных актах. Предприниматель не обращался в суд с заявлением о приобретении права собственности на арендуемый земельный участок.
В рассматриваемом случае обращение в суд вызвано необходимостью защиты права арендатора земельного участка и осуществлено в рамках существующего правового поля.
То обстоятельство, что на момент рассмотрения спора постановлением Правительства Москвы от 26.11.2013 N 751-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы" с 01.01.2014 утверждены результаты оценки по состоянию на 01.01.2013, не лишает общества права на оспаривание в арбитражном суде результатов определения кадастровой стоимости. Названным постановлением утверждены результаты кадастровой оценки земель, проведенные в 2013 году.
В целях уточнения размера рыночной стоимости предприниматель заявлял ходатайство о назначении судебной экспертизы и определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2013.
Отклоняя указанное ходатайство, суды исходили из недоказанности разумности подозрений истца о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его рыночной.
Однако данный вывод сделан судами без учета возможности установления кадастровой стоимости в судебном порядке. Поскольку на момент рассмотрения дела утверждены новые результаты кадастровой оценки земель, проведение судебной экспертизы для уточнения актуальной рыночной стоимости земельного участка обусловлено объективными причинами и отвечает целям эффективного правосудия.
Выводы суда первой инстанции о неприменимости правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/1, и недопустимости судебного принуждения органа кадастрового учета к внесению изменений в государственный кадастр недвижимости, неосновательны.
Согласно толкованию положений пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащемуся в указанном судебном акте, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Таким образом, неверное толкование судами норм права привело к необоснованному нерассмотрению исковых требований по существу.
В этой связи судебные акты судов двух инстанций подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит с учетом вышеизложенной позиции суда кассационной инстанции рассмотреть иск по существу, оценить представленные в материалы дела доказательства с точки зрения их относимости и допустимости, решить вопрос о необходимости назначения судебной экспертизы и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29 апреля 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по делу N А40-183041/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
Е.А. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.