город Москва |
|
04 декабря 2014 г. |
Дело N А40-5050/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Дудкиной О.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ОАО "РНИЦ СК": не явились, извещены;
от ответчика (заинтересованного лица) ФАС России: Кырова Д.Н. (дов. N ИА/51573/13 от 18.12.2013 г.);
рассмотрев 27 ноября 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2014 г.,
принятое судьей Каменской О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 г.,
принятое судьями Цымбаренко И.Б., Захаровым С.Л., Бекетовой И.В.,
по делу N А40-5050/14
по заявлению открытого акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края" (ОГРН 1122651023417; 355008, г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, д. 8)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663; 123995, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 4-19.8-1433/00-11-13 от 12 декабря 2013 г.
УСТАНОВИЛ: Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России, антимонопольный орган, ответчик) на основании части 1 статьи 25 Федерального закона N 135-ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) определением о назначении дела N 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства запросила у открытого акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края" (далее - ОАО "РНИЦ СК", общество, заявитель) следующие документы и информацию:
- прайс-лист с утвержденным и актуальным перечнем услуг, оказываемых ОАО "РНИЦ СК" по тестированию абонентских телематических терминалов с постатейной расшифровкой всех затрат (единица измерения, количество, цена, сумма) и уровнем рентабельности за 2012 год (помесячно) и за истекший период 2013 года помесячно;
- порядок ценообразования на услуги по тестированию абонентских телематических терминалов и передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (актуальный в настоящее время);
- динамику цены на услугу по тестированию абонентских телематических терминалов и на услугу по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в 2012 году (помесячно) и за истекший период 2013 года помесячно, с указанием факторов, повлиявших на изменения цены;
- перечень организаций Ставропольского края (адрес, телефон, ФИО руководителя), которые заключили договоры с ОАО "РНИЦ СК" на субподряд по оказанию услуг по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации, или которым ОАО "РНИЦ СК" переданы полномочия по оказанию услуг (с предоставлением копий указанных договоров, соглашений, контрактов и т.д.);
- перечень организаций Ставропольского края (адрес, телефон, ФИО руководителя), заключивших договоры с ОАО "РНИЦ СК" на получение услуг по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации, с указанием действующих тарифов на данные услуги;
- информацию об обращении хозяйствующих субъектов с жалобами на цену договора по оказанию услуги по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (с предоставлением копий указанных писем и ответов по ним).
Указанное определение было направлено ОАО "РНИЦ СК" по адресу: 355008, г. Ставрополь, Старомарьевское шоссе, д. 8 (внутрироссийский почтовый идентификатор 12399565191588).
Согласно информации, размещенной на сайте ФГУП "Почта России", определение от 27 августа 2013 г. было получено обществом 17 сентября 2013 г.
Письмом от 23 сентября 2013 г. N Ф-27 ОАО "РНИЦ СК" сообщило, что прайс-лист с утвержденным и актуальным перечнем услуг, оказываемых ОАО "РНИЦ СК", по тестированию абонентских телематических терминалов (АТТ) и стоимостью таких услуг, представить не представляется возможным в связи с тем, что услуги по тестированию АТТ ОАО "РНИЦ СК" не оказывает. ОАО "РНИЦ СК", кроме всего прочего, оказывает услуги по проверке работоспособности АТТ; услуги по проверке работоспособности АТТ оказываются на безвозмездной основе. Калькуляцию себестоимости услуги по тестированию абонентских телематических терминалов с постатейной расшифровкой всех затрат (единица измерения, количество, цена, сумма) и уровнем рентабельности за 2012 год (помесячно) и за истекший период 2013 года помесячно представить не представляется возможным в связи с тем, что услуги по тестированию АТТ ОАО "РНИЦ СК" не оказывает. ОАО "РНИЦ СК", кроме всего прочего, оказывает услуги по проверке работоспособности АТТ, услуги по проверке работоспособности АТТ оказываются на безвозмездной основе. Порядок ценообразования на услуги по тестированию абонентских телематических терминалов и передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля Ространснадзора (актуальный в настоящее время) представить не представляется возможным в связи с тем, что услуги по тестированию ОАО "РНИЦ СК" не оказывает. ОАО "РНИЦ СК" оказывает услуги по проверке работоспособности АТТ на безвозмездной основе. Оплату за передачу мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора (АЦКН) ОАО "РНИЦ СК" также не взимает. Динамику цены на услугу по тестированию абонентских телематических терминалов и на услугу по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр Ространснадзора в 2012 году (помесячно) и за истекший период 2013 года помесячно, с указанием факторов, повлиявших на изменения цены, представить не представляется возможным в связи с тем, что услуги по тестированию АТТ ОАО "РНИЦ СК" не оказывает, но ОАО "РНИЦ СК" оказывает услуги по проверке работоспособности АТТ на безвозмездной основе. Оплату за передачу мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора Ространснадзора (АЦКН) ОАО "РНИЦ СК" также не взимает. Представить перечень организаций Ставропольского края (адрес, телефон, ФИО руководителя), которые заключили договоры с ОАО "РНИЦ СК" на субподряд по оказанию услуг по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации, или которым ОАО "РНИЦ СК" переданы полномочия по оказанию услуг (с предоставлением копий указанных договоров, соглашений, контрактов и т.д.), не представляется возможным в связи с тем, что ОАО "РНИЦ СК" договоров с указанным в запросе предметом договора ни с какими организациями не имеет. Представить перечень организаций Ставропольского края (адрес, телефон, ФИО руководителя), заключивших договоры с ОАО "РНИЦ СК" на получение услуг по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации, с указанием действующих тарифов на данные виды услуги не представляется возможным. Услуги по тестированию АТТ ОАО "РНИЦ СК" не оказывает, а проводит проверку работоспособности указанных терминалов на безвозмездной основе. Передачу мониторинговой информации в АЦКН Ространснадзора ОАО "РНИЦ СК" осуществляет на безвозмездной основе". Информацию об обращениях хозяйствующих субъектов с жалобами на цену договора по оказанию услуги по тестированию абонентских телематических терминалов и по передаче мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля Ространснадзора (с предоставлением копий указанных писем и ответов по ним) представить не представляется возможным в связи с тем, что услуг по тестированию АТТ ОАО "РНИЦ СК" не оказывает. ОАО "РНИЦ СК" оказывает услуги по проверке работоспособности (АТТ) на безвозмездной основе. Оплату за передачу мониторинговой информации в автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН) ОАО "РНИЦ СК" также не взимает.
Таким образом, из указанного ответа следует, что ОАО "РНИЦ СК" не оказывает услуги по тестированию абонентских телематических терминалов, а оказывает услуги по проверке работоспособности абонентских телематических терминалов.
Вместе с тем, в материалах дела N 1-00-213/00-11-13 о нарушении антимонопольного законодательства имеются документы, свидетельствующие о недостоверности сведений, представленных ОАО "РНИЦ СК".
Так, в соответствии с пунктом 3.1 Соглашения N 1 "О взаимодействии и информационном обмене между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и оператором навигационно-информационной системы" от 19 февраля 2013 г. ОАО "РНИЦ СК" обязался по обращениям владельцев транспортных средств проводить контроль работоспособности абонентских телематических терминалов спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также полноты и достоверности передачи информации с указанных терминалов в РНИЦ с последующей выдачей им протокола(ов) тестирования".
Из письма ОАО "РНИЦ СК" N 36 от 06 мая 2013 г. адресованному руководителю ООО "Автотранс+" следует, что на основании Соглашения между Федеральной службой по надзору в сфере транспорта по СКФО и оператором навигационно-информационной системы в Ставропольском крае на РНИЦ СК возложены функции тестирования абонентских телематических терминалов (АТТ) на соответствие техническим требованиям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации N 285 от 31 июля 2012 г., подключения их к серверам РНИЦ СК, получения мониторинговой информации со всех транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и перевозку опасных грузов на территории Ставропольского края и передачи ее в АЦКН Ространснадзора по СКФО, а также то, что до 1 июня 2013 г. тестирование и подключение АТТ к РНИЦ СК производится бесплатно. После 1 июня стоимость тестирования и подключения АТТ составит 1 000 руб. с НДС. Ежемесячная плата за получение, обработку, хранение и передачу данных в АЦКН составляет 250 руб. с НДС без учета GSM трафика АТТ.
В соответствии с пунктом 3 Порядка тестирования абонентских телематических терминалов (АТТ), подключения и регистрацию их в Аппаратно-программном навигационном комплексе РНИЦ СК (АПНК), для получения мониторинговой информации, ее хранения и обработки, и передачи в автоматизированный центр контроля и надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу (АЦКН) "перевозчик производит оплату за тестирование АТТ, предоставление услуги, по обработке, хранению мониторинговой информации и передачи ее в АЦКН, согласно выставленного счета".
В заявлении владельца транспортного средства Рабочего А.М. (исх. N 115 от 29 марта 2013 г.), поданного в территориальный отдел Госавтодорнадзора по Ставропольскому краю МТУ Ространснадзора по СКФО, содержится просьба протестировать абонентский телематический терминал с целью контроля работоспособности, полноты и достоверности передачи абонентским телематическим терминалом мониторинговой информации и выдать свидетельство о подтверждении оснащения транспортного средств". На основании указанного заявления ОАО "РНИЦ СК" составлен Протокол тестирования абонентского телематического терминала (АТТ) ИП Рабочего А.М. N 2/115 от 02 апреля 2013 г.
Из объяснительной, данной обществом для Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по запросу N 03/8346 от 21 августа 2013 г. (исх. N 83 от 28.08.2013 г.), следует, что сотрудниками ОАО "РНИЦ СК" производится тестирование АТТ, предоставленных Абонентом на соответствие АТТ требованиям приказа Минтранса РФ N 20 от 26 января 2012 г. "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории М, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS".
Письмом от 05 ноября 2013 г. N Ф-36 ОАО "РНИЦ СК" сообщило, что на безвозмездной основе всем Абонентам оказаны услуги, содержанием которой являлась проверка работоспособности (ранее в текстах Договоров именовалась "тестирование") абонентских телематических терминалов.
На основании полученных данных антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ОАО "РНИЦ СК" признаков состава административного правонарушения предусмотренного частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
28 ноября 2013 г. в отношении ОАО "РНИЦ СК" был составлен протокол об административном правонарушении N 4-19.8-1433/00-11-13.
13 декабря 2013 г. ФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 4-19.8-1433/00-11-13, которым ОАО "РНИЦ СК" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО "РНИЦ СК" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ФАС России о его отмене.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 г., в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РНИЦ СК" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, указывая на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Отзыв на кассационную жалобу от ответчика не поступил.
В заседании кассационной инстанции представитель ФАС России против удовлетворения кассационной жалобы возражал.
Представитель ОАО "РНИЦ СК" в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Действия, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Выводы суда основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о доказанности факта совершения ОАО "РНИЦ СК" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не установлено.
Вина ОАО "РНИЦ СК" в совершении административного правонарушения установлена.
Доказательства, свидетельствующие о наличии обстоятельств непреодолимой силы и иных обстоятельств, находящихся вне контроля общества и препятствующих надлежащим образом выполнять требования законодательства, в материалы дела не представлены.
Размер штрафа соответствует санкции части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Оснований для снижения размера административного штрафа судами не установлено.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В кассационной жалобе общество приводит доводы о малозначительности совершенного правонарушения и просит признать совершенное правонарушение малозначительным, так как при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественны отношениям, не причинило существенного вреда интересам общества и государства.
Приведенный довод подлежит отклонению, поскольку он не был предметом рассмотрения судов. В апелляционной жалобе общество указывало на необходимость снижения штрафа до 30 000 руб. Рассмотрев довод заявителя, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для снижения административного штрафа.
Суд кассационной инстанции также полагает необходимым указать, что согласно абзацу четвертому пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2014 г. по делу N А40-5050/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Региональный навигационно-информационный центр Ставропольского края" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
О.В.Дудкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.