город Москва |
|
05 декабря 2014 г. |
Дело N А41-58353/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) ООО "Агроком": Крупиной М.А. (дов. N 54 от 02.12.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ФГБУ "ФКП Росреестра": не явились, извещены;
от третьего лица Управления Росреестра по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Правительства Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области: не явились, извещены;
от третьего лица Администрации сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области: не явились, извещены;
рассмотрев 02 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "АгроКом"
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 г.,
принятое судьями Коротковой Е.Н., Бархатовым В.Ю., Коноваловым С.А.,
по делу N А41-58353/12
по иску общества с ограниченной ответственностью "Агроком"
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Администрация Раменского муниципального района Московской области; Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области; Правительство Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Министерство имущественных отношений Московской области; Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области,
УСТАНОВИЛ: общество с ограниченной ответственностью "Агроком" (далее - ООО "Агроком", общество, истец) является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050373:0026, 50:23:0050373:0114, 50:23:0050373:0119, 50:23:0050373:0085, 50:23:0050373:0081, 50:23:0050384:33, 50:23:0050453:4, 50:23:0050453:3, 50:23:0050384:32, 50:23:0050373:0048, 50:23:0050373:0102, 50:23:0050373:0101, 50:23:0050373:0046, 50:23:0050373:061, 50:23:0050373:0094, расположенных по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Рыболовское, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, имеющимися в материалах дела (том 1 л.д. 84-98).
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ (по состоянию на 01 января 2010 г.) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
Полагая, что кадастровая стоимость указанных земельных участков, содержащаяся в сведениях государственного кадастра объектов недвижимости, значительно превышает их рыночную стоимость, ООО "Агроком" обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области) (с учетом уточнения требований) со следующими требованиями:
о признании с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 1 088,13 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 1 661,36 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 1 690,83 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 1 690,83 руб.;
о признании с момента внесения в государственный кадастр недвижимости не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0114 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0119 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0085 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:0081 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050384:33 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:4 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050453:3 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050384:32 в размере 121 326 495 руб.; 50:23:0050373:0048 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0102 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0101 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0046 в размере 185 241 640 руб.; 50:23:0050373:061 в размере 188 527 545 руб.; 50:23:0050373:0094 в размере 188 527 545 руб.;
об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:23:0050373:0026; 50:23:0050373:0114; 50:23:0050373:0119; 50:23:0050373:0085; 50:23:0050373:0081; 50:23:0050384:33; 50:23:0050453:4; 50:23:0050453:3; 50:23:0050384:32; 50:23:0050373:0048; 50:23:0050373:0102; 50:23:0050373:0101; 50:23:0050373:0046; 50:23:0050373:061; 50:23:0050373:0094 с момента внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав с 25 ноября 2011 г. по дату внесения в государственный кадастр недвижимости удельных показателей и кадастровой стоимости, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ, в качестве новой кадастровой стоимости и нового удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков - рыночную стоимость земельных участков и 1 кв.м. каждого из них:
Кадастровый номер земельного участка |
Рыночная стоимость 1 кв.м., руб. |
Рыночная стоимость земельного участка, руб. |
50:23:0050373:0026 |
440,26 |
49 088 990 |
50:23:0050373:0114 |
440,26 |
49 088 990 |
50:23:0050373:0119 |
440,26 |
49 088 990 |
50:23:0050373:0085 |
440,26 |
49 088 990 |
50:23:0050373:0081 |
440,26 |
49 088 990 |
50:23:0050384:33 |
324,36 |
36 166 524 |
50:23:0050453:4 |
537,36 |
59 915 766 |
50:23:0050453:3 |
565,67 |
63 072 205 |
50:23:0050384:32 |
264,05 |
29 441 070 |
50:23:0050373:0048 |
81,79 |
9 119 488 |
50:23:0050373:0102 |
118,65 |
13 229 813 |
50:23:0050373:0101 |
182,15 |
20 309 194 |
50:23:0050373:0046 |
326,61 |
36 416 691 |
50:23:0050373:061 |
384,98 |
42 925 350 |
50:23:0050373:0094 |
375,58 |
41 877 531 |
В обоснование исковых требований истец указывал на то, что увеличение кадастровой стоимости земельных участков привело к увеличению размера земельного налога, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Администрация Раменского муниципального района Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 1 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 1 по Московской области), Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области.
Определением Арбитражного суда города Московской области от 07 августа 2013 г. по делу была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:23:0050373:0026, 50:23:0050373:0114, 50:23:0050373:0119, 50:23:0050373:0085, 50:23:0050373:0081, 50:23:0050384:33, 50:23:0050453:4, 50:23:0050453:3, 50:23:0050384:32, 50:23:0050373:0048, 50:23:0050373:0102, 50:23:0050373:0101, 50:23:0050373:0046, 50:23:0050373:061, 50:23:0050373:0094 по состоянию на 25 ноября 2011 г., проведение которой было поручено экспертам ЗАО "Интерпромтэкпроект Инжиниринг".
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 г. решение Арбитражного суда Московской области от 04 апреля 2014 г. отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "Агроком" просит об отмене постановления суда апелляционной инстанции, полагая, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
На основании определения председателя Арбитражного суда Московского округа от 01 декабря 2014 г. в связи с обстоятельствами, предусмотренными статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (болезнь судьи), произведена замена председательствующего-судьи Латыповой Р.Р. на судью Ананьину Е.А.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Агроком" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, Управления Росреестра по Московской области, Администрации Раменского муниципального района Московской области, Межрайонной ИФНС России N 1 по Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства имущественных отношений Московской области, Администрации сельского поселения Рыболовское Раменского муниципального района Московской области в заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом N 135-ФЗ от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности в Российской Федерации).
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 3).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции в соответствии с распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 27 ноября 2013 г. N 566-РМ, которое вступило в силу с 01 января 2014 г., утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов; кадастровая стоимость спорных земельных участков, рассчитанная на основании указанного распоряжения, внесена в кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что установление судом кадастровой стоимости в размере рыночной является основанием для внесения такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости и, следовательно, производится на будущее время, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку определение рыночной стоимости на прежнюю дату кадастровой оценки утрачивает правовое значение и не приведет к возникновению, изменению, прекращению прав и обязанностей истца.
В кассационной жалобе истец со ссылкой на статью 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которой в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания, указывает на произошедшие изменения законодательства, регламентирующие возникшие правоотношения.
Между тем, согласно статье 3 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" положения статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Принимая во внимание, что решение Арбитражного суда Московской области по настоящему делу было принято 04 апреля 2014 г., т.е. до даты вступления в силу указанного Федерального закона, приведенный довод не может служить основанием для отмены судебных актов.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, а также противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судом применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 25 августа 2014 г. по делу N А41-58353/12 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "АгроКом" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.