город Москва |
|
08 декабря 2014 г. |
Дело N А40-72155/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 3 апреля 2015 г. N 305-АД15-1659 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Ананьиной Е.А.,
судей Красновой С.В., Туболец И.В.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) МИФНС России N 17 по Московской области: Соцкова Н.В. (дов. N 04-24/01182 от 02.10.2014 г.), Голохвастова М.В. (дов. N 04-24/00496 от 10.04.2014 г.);
от ответчика (заинтересованного лица) ООО "Евросеть-Ритейл": Симакина А.А. (дов. N 602/2014 от 31.12.2013 г.);
рассмотрев 02 декабря 2014 г. в судебном заседании кассационную жалобу ООО "Евросеть-Ритейл"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2014 г.,
принятое судьей Сизовой О.В.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2014 г.,
принятое судьями Мухиным С.М., Марковой Т.Т., Кольцовой Н.Н.,
по делу N А40-72155/2014
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (ОГРН 1045016555550; 140000, Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Котельническая, д. 6)
к обществу с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (ОГРН 1057748288850; 125284, г. Москва, ул. Беговая, д. 3, стр. 1, этаж 36)
о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ: 21 марта 2014 г. на основании распоряжения и.о. заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Московской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 17 по Московской области, административный орган, заявитель) N7.4-14/ФНС1/с1 от 20 февраля 2014 г. должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 17 по Московской области проведена внеплановая выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (далее - ООО "Евросеть-Ритейл", общество, ответчик), расположенного по адресу: Московская область, Люберецкий район, г. Люберцы, ул. Инициативная, д. 14, стр. 3, с целью соблюдения обществом в процессе распространения лотерейных билетов Всероссийских государственных тиражных лотерей "ВГТЛ1 "Победа" ГРН Г200Т/000014ПРФ и "ВГТЛ2 "Победа" ГРН Г200Т/000015ПРФ обязательных требований, установленных Федеральным законом N 138-ФЗ от 11 ноября 2003 г. "О лотереях" (далее - Закон о лотереях).
В ходе проведения проверки установлено, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации N 964-р от 10 июня 2010 г. "О проведении всероссийских государственных лотерей "Победа", организатором Всероссийских государственных тиражных лотерей "ВГТЛ1 "Победа" ГРН Г200Т/000014ПРФ и "ВГТЛ2 "Победа" ГРН Г200Т/000015ПРФ является Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России).
Оператором вышеуказанных лотерей на основании государственного контракта N 12.28 ЛТ/ФУ от 30 мая 2011 г., заключенного с Федеральным агентством специального строительства, является ООО "Государственные лотереи "Победа", а распространителем лотерейных билетов данных лотерей (далее - распространитель) на основании договора N 001/СО от 22 июня 2011 г. является ООО "Торговый дом "Гослото".
ООО "Евросеть - Ритейл" распространяет лотерейные билеты - Всероссийской государственной лотереи Победа "Топ 3", на основании заключенного с ООО "ТД "Гослото" договора N ГЛ 01/11 от 26 января 2011 г. с нарушением пункта 6 статьи 2 и статьи 13 Закона о лотереях, а именно в отсутствии разрешения Правительства Российской Федерации о ее проведении и каких-либо договоров заключенных с оператором данной лотереи.
На основании полученных данных 02 апреля 2014 г. Межрайонной ИФНС России N 17 по г. Москве в отношении ООО "Евросеть - Ритейл" составлен протокол об административном правонарушении N Л-01/14.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения Межрайонной ИФНС России N 17 по г. Москве в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении к административной ответственности ООО "Евросеть - Ритейл" на основании части 1 статье 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2014 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2014 г., заявленные требования удовлетворены. ООО "Евросеть - Ритейл" привлечено к административной ответственности на основании части 1 статьи 14.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. 00 коп.
В кассационной жалобе ООО "Евросеть - Ритейл" просит об отмене принятых по делу судебных актов, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, указывая также на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 17 по г. Москве просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заседании кассационной инстанции представитель ООО "Евросеть - Ритейл" поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель Межрайонной ИФНС России N 17 по г. Москве против ее удовлетворения возражал.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Статьей 2 Закона о лотереях определено понятие лотереи - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.
Согласно пункту 6 названной статьи организатор лотереи - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом право на проведение лотереи юридическое лицо. Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора (контракта) и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору (контракту).
Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную и бестиражную. Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи (пункт 2 статьи 3 Закона о лотереях).
Пунктом 1 статьи 13 указанного закона предусмотрено, что организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Порядок представления федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 настоящей статьи, документов, на основании которых принимается решение о проведении лотереи, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 13 Закона о лотереях).
Действия, связанные проведением лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, образуют состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пунктов 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возложена на административный орган (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ООО "Евросеть - Ритейл", суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.27 КоАП РФ, выразившееся в проведении обществом лотереи - Всероссийской государственной лотереи Победа "Топ 3" без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
При этом суды указали, что предоставленный обществом договор N ГЛ 01/11 от 26 января 2011 г. на оказание услуг по распространению лотерейных билетов (квитанций) Всероссийской государственной тиражной лотереи "ВГТЛ2 Победа", заключенный с ООО "ТД "Гослото", не позволяет идентифицировать Всероссийскую государственную тиражную лотерею Победа "Топ 3", как Всероссийскую государственную тиражную лотерею "ВГТЛ2 Победа".
Суд кассационной инстанции соглашается с приведенными выводами судов, поскольку они основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах. Оснований для иной оценки выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что ответчиком были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Каких-либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судами не выявлено.
Отклоняя довод общества о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, суды, установив, что уведомление на составление протокола об административном правонарушении было получено представителем общества по доверенности N 575/2014 от 31 декабря 2013 г. Пестряковой Ю.Э. 26 марта 2014 г., пришли к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ.
Относительно довода о проведении контрольной закупки суд апелляционной инстанции указал, что процедура реализации лотерейного билета проверена в ходе проведения осмотра помещения общества, самостоятельной покупки лотерейного билета вне официальной проверки не производилось.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и суда первой инстанции, и суда апелляционной инстанции и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судом на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09 июля 2014 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 сентября 2014 г. по делу N А40-72155/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Евросеть-Ритейл" - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
Е.А.Ананьина |
Судьи |
С.В.Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя требование заявителя о привлечении к административной ответственности ООО "Евросеть - Ритейл", суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьей 14.27 КоАП РФ, выразившееся в проведении обществом лотереи - Всероссийской государственной лотереи Победа "Топ 3" без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
...
Доказательств в подтверждение тех обстоятельств, что ответчиком были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, ответчиком при рассмотрении дела не было представлено. Судами таких обстоятельств не установлено.
Каких-либо нарушений при составлении протокола об административном правонарушении судами не выявлено.
Отклоняя довод общества о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, суды, установив, что уведомление на составление протокола об административном правонарушении было получено представителем общества по доверенности N 575/2014 от 31 декабря 2013 г. Пестряковой Ю.Э. 26 марта 2014 г., пришли к выводу о том, что протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 8 декабря 2014 г. N Ф05-13522/14 по делу N А40-72155/2014