г. Москва |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А41-10314/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Туболец И.В.
судей Долгашевой В.А., Красновой С.В.,
при участии в заседании:
от истца - Аркадскова А.С., дов. от 03.11.2014 N 03/К/11-2014
от ответчика Игумновой В.С., дов. от 26.12.2013 N 30-249/дов.
рассмотрев 03 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - ответчика
на постановление от 14 августа 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Игнахиной М.В., Немчиновой М.А., Шевченко Е.Е.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кедр" (ИНН 5042073112, ОГРН 1035008370429, 141312, Московская область, Сергиево-Посадский район, дер. Смена, п/лагерь "Смена")
к Комитету лесного хозяйства Московской области (143407, Московская область, г. Красногорск, бул. Строителей, д. 1)
о признании незаконным отказа в заключении договора аренды
третье лицо Администрация Сергиево-Посадского района Московской области (141300, Московская область, проспект Красной армии, д. 169),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - ООО "Кедр", общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением (уточненным) о признании незаконным отказа Комитета лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет лесного хозяйства, Комитет) в заключении договора аренды без аукциона. Также просило признать незаконным бездействие Комитета в необращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории; обязать Комитет в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу направить обращение в Администрацию Сергиево-Посадского муниципального района Московской области об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена Администрация Сергиево-Посадского района Московской области (далее - Администрация Сергиево-Посадского района, Администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 14.08.2014 отменил указанное судебное решение и удовлетворил заявленные обществом требования.
Не согласившись с апелляционным постановлением, Комитет лесного хозяйства подал кассационную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное и оставить в силе решение суда первой инстанции.
В отзыве на жалобу общество возражало против ее удовлетворения, считая обжалованное апелляционное постановление соответствующим законодательству и представленным в дело доказательствам.
В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель ООО "Кедр" просил жалобу отклонить по мотивам, приведенным в представленном отзыве. Администрация Сергиево-Посадского района считается извещенной о рассмотрении жалобы в установленном законом порядке, поскольку информация о принятии жалобы к производству суда кассационной инстанции и отложении судебного разбирательства по ней размещена соответственно 21.10.2014 и 26.11.014 на официальном сайте суда в сети интернет.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованного по делу апелляционного постановления.
Как установлено судами двух инстанций, ООО "Кедр" является собственником 18 объектов недвижимости, расположенных по адресу Московская область, Сергиево-Посадский район, дер.Смена, пионерский лагерь "Смена", а именно: спальные корпусf N N 35, 37, 36, 38 площадью 752,6 кв.м. каждый, клуб-столовая площадью 1441,3 кв.м, душевая-постирочная площадью 292,7 кв.м., артскважина (насосная первого подъема) площадью 15 кв.м., котельная площадью 280 кв.м., здание насосной второго подъема площадью 60 кв.м., хранилище мазутное площадью 6 кв.м., КНС (септик с хлораторной) площадью 6 кв.м., ледник овощехранилище площадью 31 кв.м., сооружение дорожного хозяйства "Дороги и площадки. Благоустройство" площадь покрытия 9262,5 кв.м., линейных объектов: теплосети и горячее водоснабжение протяженностью 1259,3-м, сети водопровода протяженностью 404,3 м, электроснабжение протяженностью 547,4-м, сооружение связи, радиовещания, телевидения протяженностью 428,7-м, канализационные сети протяженностью 3666,9 м.
Право собственности общества на эти объекты зарегистрировано в установленном порядке и никем не оспаривается.
Вышеуказанные объекты недвижимости расположены на лесном участке ориентировочной площадью 62,8 га.
04.10.2013 общество обратилось в Комитет лесного хозяйства с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены вышеуказанные объекты, для его использования в культурно-оздоровительных целях.
Письмом от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх Комитет отказал в заключении договора аренды. Отказ обоснован ссылкой на статью 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), согласно которой заключение договора аренды участка лесного фонда производится только по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
ООО "Кедр" оспорило данный отказ в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что границы испрашиваемого земельного участка не определены, государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлен, следовательно, не подтверждено в установленном порядке существование испрашиваемого земельного участка как объекта гражданских прав.
Суд апелляционной инстанции признал данный вывод суда первой инстанции ошибочным. При этом отметил, что оспариваемый отказ мотивирован исключительно отсутствием оснований для заключения договора без проведения аукциона. Иных оснований для отказа, таких как несоразмерность площади испрашиваемого земельного участка, отсутствие его государственного кадастрового учета, в отказном письме Комитета от 17.10.2013 N 30-14-15653/исх не содержится.
Статьей 74 ЛК РФ предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях: предусмотренных статьями 36, 43 - 45 настоящего Кодекса; реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов; заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса.
Между тем в соответствии с абзацами первым и вторым статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Признавая незаконным оспариваемый по делу отказ Комитета лесного хозяйства, апелляционный суд правомерно исходил из принципа приоритета правил статьи 36 ЗК РФ перед нормой части 1 статьи 74 ЛК РФ.
При этом правильно отметил, что в тех случаях, когда на лесных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам или юридическим лицам, эти лица не могут быть ограничены в праве на заключение договора аренды таких участков или вообще лишены данного права со ссылкой на обязательность заключения договора аренды лесного участка по результатам аукциона, необходимость проведения которого обусловлена частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
Из взаимосвязанных положений статей 23, 72, 74 ЛК РФ следует, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должен заключаться по результатам аукциона лишь в случаях и для целей, определенных нормами ЛК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 N 10520/09.
С учетом наличия у общества на праве собственности 18 объектов недвижимости, расположенных на спорном земельном участке, апелляционный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспоренного по делу отказа.
Доводы кассационной жалобы Комитета, касающиеся данного вывода апелляционного суда, отклоняются, поскольку свидетельствуют о неверном толковании законодательства.
Что касается оспариваемого по делу бездействия Комитета, выразившегося в необращении в соответствующий орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче обществу схемы расположения земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, то суд апелляционной инстанции признал его неправомерным.
При этом сослался на то, что согласно статье 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ) до 01.01.2015 допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности (часть 1). При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 2). Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра (часть 3). Плата за проведение государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда не взимается (часть 4).
В силу пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Как установил апелляционный суд, границы испрашиваемого обществом земельного участка не определены, государственный кадастровый учет этого участка не осуществлен, кадастровый паспорт земельного участка в материалах дела отсутствует. Данный земельный участок испрашивался обществом в аренду именно в целях осуществления на нем рекреационной деятельности (культурно-оздоровительные цели), поэтому предоставление земельного участка могло быть осуществлено после постановки лесного участка на кадастровый учет. Обращаясь в Комитет лесного хозяйства, общество представило необходимый пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным приказом Минэкономразвития от 13.09.2011 N 475, за исключением кадастровой выписки или кадастрового паспорта земельного участка. При этом общество выразило готовность нести за счет собственных средств всех расходов, связанных с проведением землеустроительных работ и формированием землеустроительного дела.
В соответствии с положениями пункта 7 статьи 36 ЗК РФ соответствующими полномочиями по разработке и утверждению схем расположения земель на кадастровом плане (карте) соответствующей территории наделен лишь орган местного самоуправления, компетенция которого распространяется на территорию муниципального образования, в границах которого расположены принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения).
В связи с чем апелляционный суд признал, что комитет должен был обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче испрашиваемых обществом схем.
По смыслу пункта 7 статьи 36 ЗК РФ процедура утверждения органом местного самоуправления границ земельного участка может быть инициирована как по заявлению собственника объектов недвижимого имущества, так и по заявлению органа государственной власти, поименованного в статье 29 ЗК РФ, в случае, если соответствующие земли находятся в федеральной собственности, либо в собственности субъекта Российской Федерации.
Применив в совокупности положения пунктов 5, 6, 7 статьи 36 ЗК РФ, апелляционный суд пришел к выводу о том, что в связи с началом процедуры предоставления земельного участка в аренду по заявлению общества комитет, уполномоченный на распоряжение земельным участком, должен был совершить соответствующие действия, необходимые для реализации обществом его прав.
Данный вывод суда апелляционной инстанции соответствует требованиям законодательства и признается судом кассационной инстанции правильным.
Доводы кассационной жалобы, касающиеся данной части требования, отклоняются, поскольку свидетельствуют о неверном толковании законодательства.
Ссылка в жалобе на положения статьи 34 ЗК РФ отклоняются. Названная норма неприменима к спорным отношениям.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о допущенной по делу судебной ошибке, в связи с чем отклоняются.
Нормы права, регулирующие спорные правоотношения, применены апелляционным судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалованного по делу судебного постановления, не имеется.
В связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалованного по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 03 декабря 2014 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2014 года по делу N А41-10314/14 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
И.В. Туболец |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.