г. Москва |
|
9 декабря 2014 г. |
Дело N А41-23332/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Дудкиной О.В.
судей: Долгашевой В.А., Кузнецова А.М.
при участии в заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился, извещен;
Буянова Галина Сергеевна - не явился, извещен
рассмотрев 02 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение от 30 июня 2014 года
Арбитражного суда Московской области
принятое судьей Федуловой Л.В.,
на постановление от 15 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Коноваловым С.А., Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
по иску Комитета по управлению имуществом Администрации Егорьевского муниципального района Московской области (ОГРН 1025001466456)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации
к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977)
третьи лица: 1) Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561);
2) Буянова Галина Сергеевна
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации Егорьевского муниципального района Московской области (далее - истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ответчик, управление, ТУ Росимущества в Московской области) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:30:005 01 10:0028 площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Зайцево.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Буянова Галина Сергеевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 июня 2014 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2014 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с решением и постановлением судов двух инстанций, ТУ Росимущества в Московской области обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить как принятые при неполном выяснении фактических обстоятельств по делу, с нарушением норм материального и процессуального права. При этом указывает, что спорный объект недвижимости относится к перечню земельных участков, на который у Российской Федерации возникает право собственности.
Представители сторон и третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд, совещаясь на месте, определил: рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Комитетом (арендодатель) и Буяновой Г.С. (арендатор) заключен договор аренды от 30.03.2004 N 010/04-ЖС земельного участка с кадастровым номером 50:30:005 01 10:0028 площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Зайцево, категория земель: "земли поселений", разрешенное использование - для жилищного строительства, действующий с 22.08.2003 по 31.07.2006.
Согласно выписке из ЕГРП N 30/012/2014-11 от 03.12.2013 собственником указанного земельного участка является Российская Федерация.
Полагая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:30:005 01 10:0028 зарегистрировано за Российской Федерацией в нарушении действующего законодательства, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды двух инстанций, удовлетворяя иск, исходили из отсутствия правовых оснований для регистрации права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
В силу положений статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю и которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действии Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В силу положений пункта 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавший на момент регистрации права собственности Российской Федерации (02.04.2004) право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.
Судами установлено, что спорный земельный участок относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Кроме того, данный земельный участок не соответствует ни одному из критериев, перечисленных в ст.3 Федерального закона N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
К тому же, из акта обследования земельного участка от 07.04.2014 следует, что на земельном участке общей площадью 1200 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Егорьевский район, д. Зайцево, объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, отсутствуют.
Суд двух инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь вышеназванными нормами права, установил отсутствие оснований для признания спорного земельного участка относящимся к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальному образованию.
Доказательств обратного управлением в материалы дела не представлено.
С учетом вышеизложенного, суды двух инстанций пришли к выводу о том, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяет ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по распоряжению находящихся на территории муниципального образования земельных участков, относящихся к неразграниченной государственной собственности.
Таким образом, довод кассационной жалобы о том, что спорный объект недвижимости относится к перечню земельных участков, на который у Российской Федерации возникает право собственности, был предметом рассмотрения судов двух инстанции и, с учетом отсутствия доказательств его подтверждения материалами дела, получил надлежащую оценку.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие ТУ Росимущества в Московской области с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом кассационной инстанции.
Неправильного применения судами первой апелляционной инстанций норм материального права и нарушения норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 июня 2014 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 сентября 2014 года по делу N А41-23332/14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
О.В. Дудкина |
Судьи |
В.А. Долгашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.