г. Москва |
|
22 декабря 2014 г. |
Дело N А41-44828/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Красновой С.В., Кузнецова А.М.,
при участии в заседании:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" - Протопопова А.А. - дов. от 24.10.2014
от ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
от третьих лиц - 1) Правительства Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) Министерства экологии и природопользования Московской области - не явился (извещен надлежаще)
3) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
4) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области - не явился (извещен надлежаще)
5) администрации Раменского муниципального района Московской области - не явился (извещен надлежаще)
6) администрации Рыболовского сельского поселения - не явился (извещен надлежаще)
7) Министерства имущественных отношений Московской области - не явился (извещен надлежаще)
рассмотрев 16 декабря 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗемПроект"
на постановление от 19 августа 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Коноваловым С.А., Епифанцевой С.Ю., Огурцовым Н.А.,
по делу N А41-44828/13
по иску общества с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" (ОГРН 1095040003080)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области
об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной
третьи лица: Правительство Московской области; Министерство экологии и природопользования Московской области; Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области; администрация Раменского муниципального района Московской области; администрация Рыболовского сельского поселения; Министерство имущественных отношений Московской области
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЗемПроект" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата) в лице филиала по Московской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ):
- признать с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), рассчитанную согласно распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" (далее - Распоряжение N 121-РМ);
- признать с момента внесения в ГКН несоответствующим рыночной стоимости одного квадратного метра удельный показатель кадастровой стоимости одного квадратного метра названных земельных участков, равный 2179,11 руб./кв.м;
- обязать Кадастровую палату исключить из ГКН сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2179,11 руб. за один квадратный метр и рассчитанной по этому показателю кадастровой стоимости указанных земельных участков согласного Распоряжению N 121-РМ.
- обязать Кадастровую палату внести изменения в ГКН, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость данных земельных участков, и в качестве удельного показателя кадастровой стоимости -рыночную стоимость одного квадратного метра земельных участков, согласно данным, приведенным в таблице, с 14.05.2012 до даты внесения в ГКН сведений об изменении кадастровой стоимости указанных земельных участков согласно распоряжению Министерства экологии и природопользования Московской области от 26.11.2013 N 564-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (строительства) на территории Московской области" (далее - Распоряжение N 564-РМ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Московской области, администрация Раменского муниципального района Московской области, администрация Рыболовского сельского поселения и Министерство имущественных отношений Московской области.
Суд первой инстанции решением от 17.03.2014 удовлетворил исковые требования и установил кадастровую стоимость спорных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2008.
Апелляционный суд постановлением от 19.08.2014 отменил решение от 17.03.2014 и отказал в удовлетворении требований Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 19.08.2014 и принять по делу новый судебный акт.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами с 50:23:0050384:945 по 50:23:0050384:952 (включительно)/ с 50:23:0050384:1056 по 50:23:0050384:1149 (включительно), относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеющих вид разрешенного использования "для дачного строительства с правом возведения жилого дома, с правом регистрации, проживания в нем", расположенных по адресу: Московская обл., Раменский р-н, сельское поселение Рыболовское.
Распоряжением N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, вступившие в силу с 01.01.2010.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 121-РМ, была определена по состоянию на 01.01.2008.
Общество обратилось с настоящим иском в суд, ссылаясь на то, что поскольку кадастровая стоимость названных участков, установленная в 2010 году, существенно превышает их рыночную стоимость, то должна быть установлена в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в размере рыночной стоимости. В обоснование заявленных требований Общество представило отчет от 04.07.2013 N 652/13 об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный по заказу истца обществом с ограниченной ответственностью "ФандОценка", в котором рыночная стоимость данных участков была определена по состоянию на 09.08.2012, 10.08.2012 и 11.08.2012.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции по ходатайству истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2008. Проведение экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Прайс Информ".
С учетом заключения судебной экспертизы от 15.01.2014 Общество уточнило требования и попросило установить кадастровую стоимость в размере рыночной в соответствии с указанным заключением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований в части определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, внесенной в ГКН, посредством указания их рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2008.
Апелляционный суд признал приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, отменил решение от 17.03.2014 и отказал в удовлетворении требований истца.
Апелляционный суд исходил из следующего.
В процессе судебного разбирательства по настоящему делу Распоряжение N 121-РМ утратило силу в связи с принятием Распоряжения N 564-РМ.
Данным нормативным актом, вступившим в силу со дня официального опубликования 26.11.2013 на интернет-портале Правительства Московской области, за исключением отдельных положений, касающихся правовых последствий для налогоплательщиков, и вступивших в силу с 01.01.2014, утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области.
Кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Распоряжением N 564-РМ, определена по состоянию на 01.01.2013.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о невозможности установить кадастровую стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008, при наличии новой кадастровой стоимости этого земельного участка, утвержденной Распоряжением N 564-РМ по состоянию на 01.01.2013, и отказал в иске.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно статье 65 ЗК РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Общество, не оспаривая достоверность сведений о кадастровой стоимости спорных участков, просит установить кадастровую стоимость в размере рыночной по состоянию на 01.01.2008 с целью откорректировать свои налоговые обязательства.
В соответствии со статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. В силу пункта 1 статьи 391 того же Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе в целях налогообложения, с момента их внесения в ГКН.
Согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в ГКН с момента вступления в силу судебного акта. Данная правовая позиция приведена в постановлении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется, то в связи с утверждением уполномоченным органом результатов новой кадастровой оценки земель кадастровая стоимость в размере рыночной по состоянию на дату предыдущей оценки не может быть внесена в кадастр, а следовательно, не могут быть восстановлены права Общества в сфере налогообложения, которые оно считает нарушенными неправильной кадастровой оценкой, внесенной в ГКН в 2010 году.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд, правильно применив нормы материального и процессуального права, обоснованно отказал в удовлетворении требований Общества, поэтому обжалуемое постановление отмене не подлежит.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". В частности, им предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда новые сведения применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть пятая статьи 24.20).
Между тем положения статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 года, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на вышеуказанную дату (статья 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 225-ФЗ).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2014 года по делу N А41-44828/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
С.В. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.