г. Москва |
|
29 декабря 2014 г. |
Дело N А41-9089/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Долгашевой В.А.,
судей Кузнецова А.М., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя - администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" - Озерова А.А. - дов. от 14.03.2014
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям - Шатилов В.М. - дов. от 18.12.2013 N 02
от третьих лиц - 1) Правительство Московской области - не явился (извещен надлежаще)
2) администрации Ногинского муниципального района Московской области - Алексашина И.В. - дов. от 26.11.2014 N 1исх2191
рассмотрев 25 декабря 2014 года в судебном заседании кассационные жалобы администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" и администрации Ногинского муниципального района Московской области
на постановление от 04 сентября 2014 года
Десятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Немчиновой М.А., Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
по делу N А41-9089/14
по заявлению администрации муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" (ОГРН 1055005945103)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям
о признании недействительным предписания
третьи лица: правительство Московской области; администрация Ногинского муниципального района Московской области
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" (далее - Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по городу Москва, Московской и Тульской областям (далее - Управление) от 06.12.2013 N 06-69В/2013 об устранении нарушений требований законодательства.
Суд первой инстанции решением от 21.04.2014 отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд, сделав вывод о наличии безусловных оснований, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), для отмены решения от 21.04.2014, а именно принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, определением от 03.07.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Московской области и администрацию Ногинского муниципального района Московской области (далее - Администрация района), и постановлением от 04.09.2014 отменил решение от 21.04.2014 и отказал в удовлетворении требований Администрации поселения.
В кассационных жалобах Администрация района и Администрация поселения, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить постановление от 04.09.2014 и удовлетворить заявление.
В отзыве на кассационные жалобы Управление просит оставить принятое по делу постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Администрации поселения и Администрации района поддержали доводы жалоб, а представитель Управления - доводы, приведенные в отзыве на них.
Правительство Московской области извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалоб в его отсутствие.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 08.11.2013 года на основании распоряжения Главного управления ветеринарии Московской области от 26.09.2013 N 37-904-Р проведено обследование скотомогильников (в том числе сибиреязвенных) на территории Московской области.
При проведении обследования выявлено ненадлежащее устройство, оборудование и санитарное состояние скотомогильников, в том числе скотомогильника, расположенного около д. Тимохово сельского поселения "Аксено-Бутырское" Московской области.
По результатам проверки составлен акт от 08.11.2013, в котором зафиксировано, что при обустройстве скотомогильника нарушены требования пункта 5.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных 04.12.1995 Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации (далее - Правила), а именно: место захоронения не огорожено, траншеи по периметру и обвалка отсутствуют, что создает угрозу распространения заболевания сибирской язвы.
По факту выявленных нарушений Управлением 06.12.2013 вынесено предписание N 06-69В/2013 об устранении нарушений требований законодательства, в соответствии с которым Администрации поселения предложно в срок до 03.03.2014 устранить выявленные нарушения, а именно:
- обеспечить санитарно-защитную зону от скотомогильника до жилых, общественных зданий, скотопрогонов, пастбищ, автомобильных, железных дорог в соответствии с пунктом 5.4 Правил;
- территорию скотомогильника огородить глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкопать траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекинуть мост.
Ссылаясь на то, что данное предписание является незаконным и необоснованным, администрация поселения обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на него каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела и доводы лиц, участвующих в деле, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения требований Администрации поселения.
Суд исходили из следующего.
Согласно Закону Московской области от 03.07.2007 N 97/2007-ОЗ "О разграничении муниципального имущества между Ногинским муниципальным районом Московской области и вновь образованными в его составе городским поселением Обухово, сельским поселением Аксено-Бутырское, сельским поселением Буньковское, сельским поселением Мамонтовское и сельским поселением Ямкинское" муниципальное образование "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области" образовано в составе Ногинского муниципального района.
Для решения вопросов местного значения на территории сельского поселения муниципальному образованию переданы муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения и муниципальное имущество согласно утвержденного перечня.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 13 Устава муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", принятого решением Совета депутатов сельского поселения "Аксено-Бутырское" Ногинского муниципального района Московской области от 29.10.2008 N 1/35 (ред. от 14.11.2012), к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Согласно статье 43 Устава муниципального образования "Сельское поселение Аксено-Бутырское Московской области", имущество, находящееся в собственности поселения, средства бюджета поселения, а также имущественные права составляют экономическую основу местного самоуправления поселения. При этом в собственности поселения может находиться, в частности, имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 1 части 2 статьи 43 Устава).
На основании пункта 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенной выше нормой Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с пунктом 5.1 Правил выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы проводят органы местной администрации по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
В силу пункта 5.6 Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.
Согласно пункту 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Согласно акту осмотра земельного участка от 25.08.2014, осматриваемая территория прилегает к зданию магазина. Визуально признаки наличия скотомогильника на осматриваемой территории в точке с указанными координатами не установлено, то есть отсутствуют глухой забор, траншея по периметру и земляной вал из вынутого грунта. Данная территория находится в 35 метрах от участка с кадастровым номером 50:16:0604003:27. Данная территория на кадастровом учете не состоит, земельный участок в соответствии с требования законодательства не сформирован. Данный вывод подтверждается фототаблицей, а также схемой с публичной кадастровой палаты.
Кроме того, наличие скотомогильника на территории сельского поселения подтверждается проектом генерального плана сельского поселения "Аксено-Бутырское Ногинского муниципального района Московской области", согласно которому на территории сельского поселения имеются два объекта первого класса опасности - полигон захоронения твердых бытовых отходов и скотомогильник (сибиреязвенные захоронения) и не отрицается представителем Администрации сельского поселения.
Согласно письму Министерства имущественных отношений Московской области по состоянию на 08.08.2014 объекты недвижимости и земельные участки, расположенные по адресу: Московская обл., Ногинский р-н, д. Тимохово, в реестре имущества, находящегося в собственности Московской области, не значатся.
Таким образом, собственник спорного объекта не определен, рассматриваемый скотомогильник является недействующим, и находится на территории сельского поселения "Аксено-Бутырское Московской области".
При таком положении суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, должны приниматься сельским поселением, на территории которого расположен спорный скотомогильник, а возложение на местную администрацию ответственности за устройство, санитарное состояние и оборудование указанного скотомогильника соответствует требованиям действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правомерно отказал в удовлетворении заявления Администрации поселения, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены постановления от 04.09.2014.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2014 года по делу N А41-9089/14 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий судья |
В.А. Долгашева |
Судьи |
А.М. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.